Административное правонарушение и административная ответственность кратко

Важная информация на тему: "Административное правонарушение и административная ответственность кратко". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Административные правонарушения и административная ответственность

Административное правонарушение: признаки, состав

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них — противоправность — означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка — это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность — это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на праваграждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Содержание административной ответственности

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения. Она выражается в применении государственными органами и их должностными лицами власти мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях -и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции — и органы исполнительной власти.

2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать — это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы.

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Читайте так же:  Для трактористов какая выдается справка водительских справок

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Виды административной ответственности

Предупреждение — вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф — это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация — это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест — кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства — это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Административное правонарушение

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

Признаки административных правонарушений:

  1. действие или бездействие физического или юридического лица;
  2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
  3. противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:

  1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
  2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:

  1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
  2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
  4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
  7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
  9. другие виды наказания.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

>
Административное правонарушение
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административное правонарушение и административная ответственность кратко

50. Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Причем юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Читайте так же:  Заявление на межевание земельного участка

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

[3]

Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, применяемое в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Законодательством предусмотрены следующие виды административных наказаний:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Административное правонарушение и административная ответственность

Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

Конкретнее, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

— виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с присутствием воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

— наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административные наказания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок.

Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т. е. являются антиобщественными.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью. Так, по мнению проф. Л.Л. Попова, единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений. Административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности.

Кроме того, различия сходных административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия.

В совокупности указанные признаки характеризуют совершенное деяние как административное правонарушение.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственностиадминистративная ответственность характеризуется следующими особенностями:

— основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления — в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

— субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

Читайте так же:  Моджно ли отследить мат капитал

— административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

— административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

— административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

— применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

— меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

— основание — административное правонарушение;

— мера — административное наказание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8657 —

| 7098 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административное правонарушение и ответственность

Читайте также:

  1. Административная и дисциплинарная ответственность.
  2. Административная и уголовная ответственность.
  3. Административная ответственность за экологическое правонарушение.
  4. Административная ответственность.
  5. Административное задержание.
  6. Административное задержание.
  7. Административное и другие отрасли права
  8. Административное и конституционное право
  9. Административное и трудовое право
  10. Административное право
  11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
  12. Административное право зарубежных стран.

Адм. правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое установлено адм. ответственность.

Признаки адм. правонарушения:

1. Общественная опасность

Не явл. Адм. правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей личности и правам данного лица. Для наступления адм. ответственности необходимым условием является совершение деяния, содержащее все признаки состава правонарушения. Состав адм. правонарушения:

2. Субъективная сторона

4. Объективная сторона

К субъектам адм. правонарушения относятся физические и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Объект – это общественное отношение, на которое направлено правонарушение. Объективная сторона это внешняя сторона адм. правонарушения. В нее входит деяние (действие или бездействие), причинная связь между деянием и последствиями. Основаниями для привлечения лица к адм. ответственности является совершение адм. правонарушения. Административная ответственность представляет собой особый вид юридической ответственности, выражающийся в применении адм. наказания.

Административное наказание – мера ответственности за совершение адм. правонарушения. Адм. наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение адм. правонарушений установлены следующие виды наказаний:

1. Предупреждение — мера адм. наказание, выраженное в порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

2. Адм. штраф — денежное взыскание взымаемое в определенной сумме.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адм. правонарушения – это принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы, за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Назначается судом. Возмездное изъятие охотничьего ружья, боеприпасов к нему, орудий рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство явл. единственным источником средств существования.

4. Конфискация орудия совершения или предмета адм. правонарушения – принудительное безвозмездное превращение в федеральную собственность или в собственность субъекта федерации не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей.

5. Лишение специального права предоставленного физическому лицу – допускается в случаях предусмотренных специальными статьями КоАП. Назначается судом. Лишение специального права, в виде права управления транспортов не может применятся к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидность, за исключением в случаях управления транспортным средством в состоянии опьянения, отклонения в прохождение медицинского освидетельствования.

6. Административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, в условиях введения чрезвычайного положения — до 30 суток.

7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное перемещение данных лиц через государственную границу РФ за ее пределы.

8. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить совет директоров или наблюдательный совет, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Назначается судом на срок от 6 месяцев, до 3 лет.

При назначении адм. наказанию физическому лицу, учитывается характер совершенного им правнарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие адм. ответственность и обстоятельства, отягчающие адм. ответственность.

1. Деятельное раскаяние

2. Предотвращение лицом, совершившего адм. правонарушения, вредных последствий.

3. Добровольное возмещение причиненного ущерба или Устранение причиненного вреда

4. Совершение адм. правонарушения в состоянии сильного душевного волнения, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

5. Совершение адм. правонарушения несовершеннолетним.

6. Совершение адм. правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требования должностых лиц прекратить его

3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение адм. правонарушения.

4. Совершение адм. правонарушения группой лиц.

5. Совершение адм. правонарушения в условиях стихийного бедствия или при иных чрезвычайных обстоятельствах.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Алкогольное опьянение

При совершении лицом 2 и более адм. правонарушений адм. наказание назначается за каждое правонарушение. Если лицо совершило 2 правонарушения, то наказание устанавливается в пределах одной санкции.

Административное принуждение – один из видов государственно-правового принуждения. Выполняет карательную функцию. Всегда применяется во внесудебном порядке, т.е. должностными лицами. По своему содержанию адм. принуждение гораздо шире адм. ответственности. Принято выделять:

1. Личное. Сюда относится административный арест

2. Организационное. Относится закрытие торговых точек

3. Имущественное. Относится принудительно взыскание, штраф.

Меры адм. принуждения используется как средство предотвращения адм. правонарушения. В адм. принуждение входит институт мер пресечения. Меры пресечения применяемы к личности правонарушителя (арест, лечение), имущественного характера (изъятие, взыскание), технического характера (остановка работы предприятия при нарушении правил безопасности), экологического характера (запрет торговлей данной продукцией), финансового-юридического характера (приостановление операций по счетам физ. И юридических лиц)

Читайте так же:  Требования предъявляемые для приема в российское гражданство на общих основаниях
| следующая лекция ==>
Субъекты АП | Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1026 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 9. Административные правонарушения и административная ответственность

Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно связанным с другими отраслями права. Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определённый сегмент общественных отношений на всём правовом поле жизнедеятельности гражданского общества. Административно-правовое регулирование выходит за пределы государственного регулирования в собственном организационном смысле как основного вида реализации государственной исполнительной власти и проникает в другие виды государственной деятельности.

Основные подходы к пониманию административного права:

Как наука—оно изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти;

Как отрасль права—оно состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти на всех уровнях РФ.

Характерная особенность административного права–тесное взаимодействие с другими отраслями российского права.

Предмет административного права составляют следующие группы отношений:

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление);

Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности;

Общегосударственные контрольно-организационные отношения;

Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений государственных органов.

По масштабу действия административное право делится на части:

Общая—нормы, применение которых охватывает все сферы государственного управления;

Особенная—нормы, масштаб действия которых ограничен конкретными сферами государственного управления.

Главная особенность административно-правовых норм—организационные управленческие отношения.

Административно-правовые отношения—общественные отношения, урегулированные нормами административного права (их особенностью является чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер).

Источники административного права:

Федеральные конституционные законы (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»);

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» (ФЗ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 21 сентября 1970 г.);

Указы Президента РФ (от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти в РФ»);

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Акты субъектов РФ;

Акты органов местного самоуправления.

Субъекты административного права:

Граждане—их права и обязанности закреплены во второй главе Конституции РФ и реализуются через вступление в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами;

Общественные объединения—добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе (общие основы их правовой организации в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» с последующими изменениями);

Государственные и муниципальные органы—их правами и обязанностями являются полномочия органов государственной власти, выражающиеся в управленческой исполнительно-распорядительной деятельности.

Для всех них законодательством установлен определённый административно-правовой статус как совокупность прав и обязанностей, реализуемых в административно-правовых отношениях.

Объекты административно-правовых отношений:

Действия и поведение лица;

Государственное, общественное имущество;

Предметы духовной культуры, науки и образования;

Совокупность прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина;

Взаимоотношения граждан с органами исполнительной власти.

Административное правонарушение (проступок)—противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на государственный или общественный (гражданский) порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного проступка:

Деяние, выраженное вовне, в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение);

Общественно опасное (антисоциальное) деяние—изменение нормального хода общественных отношений (нарушение правил дорожного движения); степень общественной опасности является единственным критерием, отличающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений;

Противоправное деяние—нарушение норм права;

Виновное (умышленное или неосторожное) деяние.

Умысел (ст. 25 УК РФ)—прямой (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления) и косвенный (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность наступления опасных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично);

Неосторожность(ст. 26 УК РФ)—легкомыслие (лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения) и небрежность (лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к юридической ответственности:

Невменяемость субъекта правонарушения—неспособность лица понимать значение своих действий вследствие психического заболевания;

Необходимая оборона—защита своих законных прав либо прав и законных интересов других лиц, общества, государства от общественно опасного посягательства путём причинения вреда правонарушителю, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны;

Крайняя необходимость—устранение опасности, угрожающей интересам личности, обществу, государству, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый;

Физическое или психическое принуждение;

Исполнение приказа или распоряжения.

Административная ответственность является основной формой и наиболее распространённым видом административного принуждения.

Цели и предназначение административной ответственности—охрана от посягательств на конституционный общественный строй, собственность, порядок управления, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий и организаций.

Административная ответственность—вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение (устанавливается законом).

[2]

Применение административной ответственности—привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний.

Читайте так же:  Как можно узнать сумму штрафа на машину

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Меры юридической ответственности:

Административно-принудительные—предупреждение возможных правонарушений (профилактика–досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов);

Административно-пресекательные—прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий.

К особенностям административной ответственности как основного вида административного принуждения относятся все те признаки, которые в своей совокупности позволяют, с одной стороны, идентифицировать административное принуждение в общей системе государственного принуждения, а с другой—раскрыть существо и специфику административной ответственности в общей системе существующих в государстве видов правовой ответственности.

Формы установления административной ответственности:

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Законы субъектов Федерации;

Формами применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным лицам, совершившим административное правонарушение.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 24.5 КоАП РФ даёт исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события, состава административного правонарушения, действия в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть правонарушителя и некоторые другие (всего восемь обстоятельств).

Основания административной ответственности:

Юридическое—предусмотренность её за конкретные правонарушения в действующем законодательстве;

Фактическое—конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершённое соответствующим субъектом;

Процессуальное—составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершённом данным субъектом.

Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, применяемое в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное взыскание—мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.

Цели административного взыскания:

а) специальная превенция (самим правонарушителем);

б) общая превенция (другими лицами).

Виды административных наказаний:

Предупреждение (моральное воздействие);

Административный штраф (денежная форма);

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права (права охоты);

Дисквалификация (лицо, осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица);

Административный арест (исключительно по решению суда);

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

В отношении юридического лица могут применяться первые четыре вида административных наказаний.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьёй, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Основные задачи по охране общественного порядка решает Милиция общественной безопасности, созданная на основании Закона РФ «О милиции».

Для охраны общественного порядка:

Выделяются дополнительные финансовые средства в целях создания новых или увеличения численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности;

Организуются и содержатся органы охраны общественного порядка;

Осуществляется контроль над деятельностью органов охраны общественного порядка;

Создаются административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних;

Формируются постоянные депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка;

Привлекаются граждане с использованием для этого различных организационно-правовых форм (народные дружины);

Взаимодействие с судебными органами, прокуратурой в их работе по обеспечению законности;

Ведётся регистрация граждан по месту жительства;

Решаются вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций шествий и пикетирования;

Принимаются меры для обеспечения общественного порядка в период забастовки;

Принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения;

Обеспечивается противопожарная безопасность;

[1]

Организуются и проводятся мероприятия гражданской обороны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, административному праву присущ императивный (повелительный) метод административно-правового регулирования. Подобный характер административно-правовых норм и возникающих на их основе отношений является их характерной особенностью. Однако императивно-повелительный характер административно-правовых норм и отношений, отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектов исполнительной власти. Такой характер нередко заключается также и в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действий и поведения.

Источники


  1. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.

  2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
Административное правонарушение и административная ответственность кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here