Адмирал ильев николай яковлевич

Важная информация на тему: "Адмирал ильев николай яковлевич". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Адмирал ильев николай яковлевич













ПСКР «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» 1-й дивизии ПСКР. 1988 г.

Сформирована 10 августа 1977 г. на базе 7-й отдельной бригады ПСКР. Входила в состав Краснознаменного Тихоокеанского ПО, с 1979 г. Камчатского ПО, с 1990 г. – Северо-Восточного ПО. Дислоцировалась в Петропавловске-Камчатском.

Командиры:
1. ФОМЕНКО В.Г. (1977 – . г.)
ИВАНОВ Виталий Григорьевич
МЕЛЬНИКОВ А.Я.
ИЛЬЕВ Николай Яковлевич (1984 – 1988 г.), капитан 1-го ранга;
СВИСТУНОВ Олег Игоревич (1988 – декабрь 1991 г.)

А.Я.Мельников Н.Я.Ильев О.И.Свистунов

Начальники штаба:
ИВАНОВ Виталий Григорьевич (1977 – . г.)

Начальники политотдела:
1. МАРКАРЬЯНЦ Герман Михайлович (1977 – 1981 г.)

Адмирал ильев николай яковлевич

У Николая Яковлевича был старший брат, внесший свою лепту в историю нашего отечества:
Шкот Павел Яковлевич (1814—1880) — вице-адмирал. Окончив курс морского кадетского корпуса, Ш. был отправлен в кругосветное плавание, и с 1850 г. состоял командиром нескольких пароходов. После крушения в Скагерраке транспорта «Неман» (1853), он был отставлен от службы и командовал пароходами частных обществ. В 1854 г. вновь начал действительную службу в чине мичмана и по представлению П. С. Нахимова, особенно дорожившего им, скоро был восстановлен в прежнем чине. Состоя затем начальником Аральской флотилии, 8-го флотского экипажа, кронштадтского порта и балтийской крейсерской таможенной флотилии, он более всего заботился об улучшении быта нижних чинов. Предпринятые им в этом отношении меры почти все стали общими для всех частей морского войска, для которого впервые Ш. были устроены в Кронштадте народные гуляния и матросский театр. (См. некролог в журнале «Русская Старина» за 1881 г., № 3.) Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Санкт-Петербург.

Адмирал ильев николай яковлевич













В 1960 г. Морское управление было преобразовано в отдел, в июне 1969 г. – вновь в Управление.

Начальники:
(Начальник Морского управления (отдела) являлся одновременно заместителем, в июле 1959 – июне 1969 г. – помощником начальника погранвойск по морской части)
1. РЕЗНИЧЕНКО Яков Терентьевич (сентябрь 1957 – июнь 1969 г. и август – 24 декабря 1969 г.), капитан 1-го ранга, с 15 июля 1957 г. – контр-адмирал, с 22 мая 1968 г. – вице-адмирал [1];
2. ДАЛМАТОВ Николай Николаевич (май 1970 – май 1977 г.), капитан 1-го ранга, с 1971 г. – контр-адмирал, с 1975 г. – вице-адмирал;
3. КОЗОРЕЗОВ Николай Николаевич (январь 1978 – январь 1986 г.), контр-адмирал;
4. ШИНДЯЕВ Алексей Степанович (январь 1986 – сентябрь 1991 г.), контр-адмирал, с 1990 г. – вице-адмирал;

Н.Н.Козорезов

1-е заместители начальника:
ПАРАХНЕВИЧ Василий Васильевич (середина 1980-х гг. – декабрь 1991 г.)

Заместители начальника:
РЕЗНИЧЕНКО Яков Терентьевич (апрель – сентябрь 1957 г.), капитан 1-го ранга;
КОЗЛЁНКОВ Петр Андреевич (1957 – 1959 г.), капитан 1-го ранга;
ДАЛМАТОВ Николай Николаевич (1969 – 1970 г.), капитан 1-го ранга;
КОЗОРЕЗОВ Николай Николаевич (1970 – январь 1978 г.)
ШИНДЯЕВ Алексей Степанович (январь 1979 – январь 1986 г.), капитан 1-го ранга, с 1985 г. – контр-адмирал;

История Баку и бакинцев

Баль Владимир Яковлевич- Вице-адмирал, Командир Бакинского порта, Директор маяков и лоции Каспийского моря.

Баль Владимир Яковлевич — Вице-адмирал Командир Бакинского порта, Директор маяков и лоции Каспийского моря

Старший из братьев Баль, Владимир, родился 25 июня 1849 года в семье морского офицера, капитана II ранга Якова Максимовича Баля.

Поступил воспитанником в Морской кадетский корпус 15 сентября 1865 года. [1]

  • В службе находился с 1866 года.
  • В 1867 и 1868 годах плавал в Балтийском море на судах Морского училища.
  • 20 апреля 1869 года (приказ Е.И.В. Г-А № 65) Баль Владимир Яковлевич произведен в гардемарины флота 5-м по списку выпуска.
  • В 1869-1872 г.г. на клипере «Алмаз» находился в заграничном плавании.
  • По окончании обязательного практического плавания 17 мая 1871 году произведен в первый офицерский чин — мичман флота — со старшинством с 20 апреля.

Служил на кораблях Балтийского флота.

  • В 1872-1873 гг. находился в плаваниях в БМ на фрегатах «Кн. Пожарский» и «Адмирал Лазарев».
  • 1873-1874 г.г. — Слушатель Технического Гальванического заведения сухопутного ведомства.
  • 31 марта 1874 года произведен в лейтенанты.

[3]

Переведен на Черное море.

“ Праздник из официального мероприятия вылился в народное гуляние. С большой помпезностью был украшен город, а особенно площадь и памятник П.С. Нахимову.

[5] На углу, у Морского собрания и Приморского бульвара на высоких столбах, среди многочисленных флагов развевался один громадный флаг белого цвета. На нем была вышита буква «Н», а вверху из георгиевских лент сделан бант с цифрами «1802-1902».

Такой же флаг венчал начало Нахимовского проспекта у часовни Святого Николая.

  • В 1903 году удостоин Большого офицерского креста Болгарского Ордена “За военные заслуги” 2-й ст. и Звезды Большого креста “Ордена Короны Румынии”.
  • 17 февраля 1903 года отчислен от должности начальника штаба Черноморского флота и портов ЧМ.
  • В 1903 году контр-адмирал В.Я. Баль переведен по службе в Каспийскую военную флотилию и назначен Командиром Бакинского порта и Директором маяков и лоции Каспийского моря.

С 21 апреля 1903 года по 16 января 1906 года контр-адмирал В.Я. Баль служил в Баку, исполняя обязанности Директора маяков и лоции Каспийского моря (он же Командир Бакинского порта).

Николаев Александр Андреевич

(1905-1949), вице-адмирал. Родился в селе Липяги Кирсановского уезда Тамбовской губернии. На флоте с 1927 года. Окончив школу подводного плавания Балтийского флота, получил специальность моториста-дизелиста. Для дальнейшего прохождения службы был оставлен инструктором-мотористом в этой же школе. Склонность Николаева к активному общению с людьми, к политико-воспитательной работе привели его в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, в которой он учился с 1934 по 1938 год. С 1940 г. Николаев Член Военного Совета Северного флота. За время его службы на этом посту среди североморцев значительно укрепилась воинская дисциплина, более совершенными стали морально-политические и боевые качества личного состава флота.

Ради совершенствования боевой выучки североморцев Александр Андреевич не боялся действовать не в унисон с более высоким командованием. Так, когда одна из подводных лодок, экипаж которой имел малый опыт погружений, погибла, то в штаб Северного флота поступило указание, запрещавшее проводить тренировки в районах с большими глубинами. Многие в Заполярье, конечно, понимали, что от этого пострадает боевая готовность подводников. Командующий тогда Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко на свой страх и риск решил все-таки прежние тренировки продолжать. Его без колебаний поддержал Член Военного Совета А.А. Николаев. В результате — большинство подводников-североморцев к началу войны с Германией успели неплохо подготовиться к боевым действиям практически на всех широтах северных морей. Как известно, подводники Северного флота, среди которых были и уроженцы Тамбовской области, с честью выполнили свой воинский долг перед Советской Родиной.

Читайте так же:  Проверка качества сроки зозпп

А.А. Николаев принимал непосредственное участие в разработке и проведении боевых операций Северного флота против немецко-фашистских захватчиков.

Авторитет А.А. Николаева среди североморцев был очень велик. Об этом немало различных свидетельств. Приведем хотя бы такое.

Лев Григорьевич Дьячков, автор многих изданий о тамбовцах — участниках Великой Отечественной войны в очерке «Комиссар флота» в книге «Солдаты победы», приводит воспоминания контр-адмирала Н.П. Дубровина о А.А. Николаеве: «А.А. Николаева знаю от лично, как замечательного человека, прекрасного политработника, примерного и образцового коммуниста. Мы всю войну служили вместе на Краснознаменном Северном флоте, вместе делили радость и горе. За мою службу в рядах Военно-Морского Флота я видел многих, были хорошие и плохие, но такого, как Александр Андреевич, я всегда ставил в пример» («Солдат победы». Тамбов, 1995, с. 240).

После войны Николаева назначили Членом Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота. С 1947 года он заместитель начальника Главного Политуправления Воооруженных Сил СССР.

Боевые заслуги вице-адмирала А.А. Николаева и его активное участие в строительстве и укреплении Советского Военно-Морского Флота были отмечены наградами: орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова I степени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Умер Александр Андреевич Николаев в 1949 году в Москве.

Истомин, Владимир Иванович

Годы жизни 1809 — 1855 гг.
Место рождения Пензенская губерния, Россия
Гражданство Россия
Годы службы 1823 – 1855 гг.
  • Русско-турецкая война (1828—1829)
  • Крымская война
  • Контр-адмирал

Орден Святой Анны II степени
Орден Святой Анны III степени
Орден Святого Владимира III степени
Орден Святого Владимира IV степени
Орден Святого Станислава II степени
Орден Святого Георгия III степени

Содержание

Будущий герой Крымской войны родился в марте 1809 года в семье коллежского секретаря Ивана Андреевича Истомина. Отец его работал чиновником камерального суда города Ревель, а род его, согласно различным источникам, велся от потомственных эстляндских или псковских дворян.

Желание стать моряком Владимир испытывал с самого детства, благодаря тому, что его старший брат Константин с 1819 года уже учился в Морском кадетском корпусе. Это стремление к морю впоследствии позволило сразу троим сыновьям И. А. Истомина получить высшие звания русского флота, один из них дослужился до контр-адмирала, двое – до адмиралов.

Начало карьеры

С 1823 года Владимир Иванович начинает уже свою морскую карьеру, вслед за братом поступив в кадетский корпус и всего лишь через год став гардемарином. Юноша выделялся среди сокурсников блестящими способностями и считался одним из лучших и трудолюбивых воспитанников. После окончания учёбы в 1827 году Истомина направляют на новый 74-пушечный линкор «Азов», которым на тот момент командовал известный мореплаватель М.П. Лазарев.

В составе экипажа этого же корабля Владимир совершает переход из Кронштадта в британский город Портсмут, а за тем отправляется к берегам Греции. Там «Азов» принимает участие в сражениях с турецким флотом, одним из которых была Наваринская битва 8 октября 1827 года. За героизм во время этого боя Истомина награждают Георгиевским крестом 4-й степени и присваивают звание мичмана.

Русско-турецкая война и межвоенные годы

С 1827 по 1832 год В.И. Истомин продолжает служить на «Азове», плавая по Средиземному морю и обучаясь навыкам морской навигации и сражений. Там же он принимает участие в высадке на Босфоре и блокаде Дарданелл. За отличную службу во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. мичмана наградили орденом Анны третьей степени.

В 1832 году Владимира Ивановича переводят на 54-пушечный фрегат «Мария», входивший в состав Балтийского флота. С 1835 по 1837 год он по очереди служит на нескольких кораблях Черноморского флота, включая линкоры «Варшава» и «Память Евстахия», яхту «Резвая» и люгер «Глубокий». В 1837 году Истомина производят в лейтенанты и назначают командиром «Северной звезды», парохода, на котором в этом же году совершила поездку императорская семья. За заслуги перед отечеством в 1937 году Владимира Ивановича представляют к ордену Святого Владимира четвёртой степени, а в 1843 году награждают орденом Святого Станислава второй степени.

В 1845–1850 гг. лейтенант Истомин участвует в совместных операциях флота и армии на Кавказе против горцев. Там же в 1846 году он получает ещё один орден Святой Анны, уже второй степени, в 1847 году становится капитаном 2-го ранга, а в 1849 году – капитаном 1-го ранга. В 1850 году В.И. Истомина назначают командиром линкора «Париж», во время службы на котором он был награждён орденом Святого Владимира третьей степени.

Крымская война

Создание коалиции между Францией, Англией и Турцией, а также неудачные действия российских дипломатов привели к началу в 1853 году крымской войны. Это время принесло Владимиру Ивановичу целый ряд испытаний его воинского мастерства и личного мужества. Первым из них стала состоявшаяся 18 ноября 1853 года Синопская битва.

Синопское морское сражение

Во время боя 120-пушечный линейный корабль «Париж» под командованием Истомина сделал 3952 выстрела и уничтожил 4 вражеских корабля – корвет «Гюли-Сефид» и фрегаты «Дамиад», «Ауни-Аллах» и «Низамие». Экипаж потерял 1 человека убитым, ещё 18 было ранено. В знак признания блестящих действий Владимира Ивановича адмирал Нахимов, командовавший русским флотом, отдал приказ сигнал «благодарности».

За проявленную во время Синопского сражения доблесть и отвагу Истомина произвели в контр-адмиралы. А о его заслугах Нахимов доложил самому императору. Контр-адмиральские знаки отличия вручили Владимиру Ивановичу его офицеры, чем он был очень растроган и обещал носить эти эполеты до конца своей жизни.

Оборона Севастополя

Начавшаяся в 1854 году Севастопольская осада, высадка войск противника в Крыму и затопление значительной части русского флота привели к активному участию моряков в действиях на суше. Адмирал Нахимов и контр-адмиралы Истомин и Новосильцев сошли на берег и стали одними из главных руководителей обороной города.

Читайте так же:  Возврат денег за пересыл товара ламода

Владимиру Ивановичу поручили четвёртую, самую важную оборонительную дистанцию, включавшую 1-й и 2-й бастионы и Малахов курган. Под его командованием при помощи военных инженеров на подступах к кургану соорудили укрепления и установили артиллерию, державшую под огнём перемещаемые англичанами и французами войска.

Героизм контр-адмирала в своих докладах императору отмечал главнокомандующий Меншиков. В ноябре 1854 года Истомин получил орден Святого Георгия третьей степени. К нему прилагался именной рескрипт Николая I, в котором император лично поздравлял Владимира Ивановича с наградой и сообщал, что восхищается его подвигами и рад за героя, так же как и балтийские товарищи Истомина.

Смерть адмирала

Ежедневно находясь на самых опасных участках оборонных сооружений Севастополя, Владимир Иванович постоянно находился на шаг от смерти. В боях его неоднократно ранили, однажды контр-адмирал даже был контужен. Всё это не мешало Истомину оставаться в строю и даже шутить. Как говорил сам герой, он давно уже не боится смерти и живёт «на сёт французов и англичан». Находившиеся под его началом гренадёры 66-го Бутырского пехотного полка говорили, что их командиров словно имеет семь голов, постоянно участвуя в самых жарких сражениях. Сам Истомин тоже отдавал должное подчинённым, рассказывая в своих письмам к родным о стойкости и самоотверженности русских солдат.

Под шквалом вражеского огня 7 марта 1855 года на Камчатской высоте недалеко от Малахова кургана 45-летний Истомин погиб. Ему оторвало голову пушечным ядром, когда он направлялся из своей землянки на оборонительные позиции. Смерть героя стала большой потерей для всех защитников города и для русского флота. Контр-адмирал был похоронен во Владимирском соборе Севастополя, покрытый флагом своего корабля «Париж», рядом с могилами погибшего несколькими месяцами ранее на тех же стенах адмирала В.А. Корнилова и умершего несколькими годами ранее адмирала М.П. Лазарева.

Память о герое

На месте гибели Владимира Ивановича по приказу Нахимова пушечными ядрами выложили крест. В 1904 году здесь же был открыт гранитный обелиск с изображением креста Святого Георгия и надписью, повествующей, что именно здесь 7 марта 1855 года ядром в голову был убит знаменитый адмирал. Именем Истомина была названа улица города, который он защищал. Позднее в честь него назвали бухту у корейского полуострова, открытую русскими мореплавателями. В 2009 году, к 200-летию адмирала Почта России выпустила памятную марку с его изображением.

Адмирал ильев николай яковлевич

Федоровский, Михаил Яковлевич, вице-адмирал свиты Е. И. В., директор императорского департамента морского министерства, член главного военно-тюремного комитета и комитета морских учебных заведений, родился в морской семье 7-го ноября 1825 г.

Определенный в 1837 г. кадетом в Морской кадетский корпус, он через два года был произведен в гардемарины, а в 1841 г.— в мичманы.

Со времени своего производства в гардемарины и до 1845 г. Федоровский плавал на разных судах в Финском заливе и Балтийском море, ничем особенно не выделяясь из среды своих товарищей—молодых мичманов. Вскоре, впрочем, он заинтересовался гидрографическими работами, начал изучать их и был назначен на бриг «Нестор» производить опись и промеры в Финском заливе.

В том же 1845 г. его произвели в лейтенанты с прикомандированием к Морскому кадетскому корпусу, при котором он состоял в течение нескольких лет, плавая с кадетами в Финском заливе.

Второй раз в 1849 г. Федоровский производил опись и промеры в Финском заливе на шхуне «Дождь».

Затем в течение 1851 и 1852 гг. он плавал в Немецком море на корабле «Красной» и тогда же был награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

С началом войны 1853—1856 гг. Федоровскому было приказано на фрегате «Аврора» перейти из Кронштадта в Петропавловск. «Аврора» пришла к месту её назначения в то время, когда у Петропавловска появилась уже союзная эскадра, намеревавшаяся высадить десант.

Завязалось дело, кончившееся отражением англо-французской эскадры, которая вынуждена была отойти от Петропавловска.

За отличия, выказанные в этом деле, Федоровский был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.

В том же 1854 году он был произведен за отличие в капитан-лейтенанты.

В следующем году ему со своим фрегатом пришлось оставить Петропавловск и перейти в Татарский пролив, куда проникла англо-французская эскадра. 8-го мая в заливе де-Кастри навязалось морское сражение, длившееся два дня.

За отличия, выказанные в этом сражении, Федоровский был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени с бантом.

В целях помешать дальнейшим попыткам союзной эскадры высадить десант, решено было в устье Амура возвести сильные береговые батареи и перевезти под их охрану из Петропавловского порта казенное имущество. Дело это возложено было на Федоровского и выполнялось им почти все время в виду неприятельской эскадры. Несмотря на это, береговые батареи были возведены быстро и хорошо, и все казенное имущество благополучно доставлено из Петропавловского порта.

Постройка береговых батарей имела огромное значение, так как англо-французская эскадра, видя, что ей уже не удастся высадить десант в устье Амура, покинула Татарский пролив. За оказанные отличия, как при возведении береговых батарей, так и при перевозке казенного имущества из Петропавловского порта, Федоровский был награжден золотою саблею с надписью «за храбрость».

По окончании войны он возвратился в Кронштадт, но в 1858 г. на винтовом корвете «Опричник» вернулся к устью Амура и снова на винтовом корвете «Новик» перешел в Кронштадт.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1860 г. Федоровский был произведен в капитаны 2-го ранга, а в 1862 г. — в капитаны 1-го ранга. В этот период времени он командовал фрегатами «Громовой», «Александр Невский» (на котором перешел из Кронштадта к берегам Северной Америки, а оттуда отправился в Средиземное море прибыл из Ниццы в Кронштадт с телом наследника цесаревича Николая Александровича), «Генерал Адмирал» и «Минин», с которыми плавал в Средиземном и Балтийском морях.

В 1865 году Федоровский был пожалован в флигель-адъютанты, а в 1871 г. произведен в контр адмиралы с назначением в свиту Его Величества.

Находясь в свите Е. В., он тогда же занял должность начальника отряда судов в Тихом океане, где оставался около двух лет.

Вернувшись снова в Кронштадт, он был назначен в 1873 г. начальником штаба главного командира Кронштадтского порта.

Читайте так же:  Как получить пенсионные накопления из лукойл гарант

В Кронштадте Федоровский прослужил семь лет, исполняя, кроме вышеназванной должности, еще должность начальника походного штаба соединенных эскадр и судов при Высочайшем смотре флоту на Кронштадтском рейде, а во время русско-турецкой войны 1878 г. был назначен начальником морского штаба при начальнике береговой и морской обороны Кронштадта.

В 1880 г. состоялось назначение Федоровского на пост директора инспекторского департамента морского министерства, с оставлением в свите Его Величества, а в следующем году он был произведен в вице-адмиралы.

В течение своей сорокалетней службы Федоровский совершил 23 шестимесячных кампании и три кругосветных плавания.

Служба его, как выдающегося моряка, была отличена многими иностранными и русскими орденами, до ордена Св. Владимира 2-й ст. включительно.

В конце 1870-х годов здоровье его сильно расшаталось, лечение мало помогало, и в 1881 году он решил отправиться в Каир или в Алжир, но по дороге, в Берлин, он почувствовал себя очень плохо, и, приехав в Париж, скончался там 25-го января 1881 г.

Название статьи:

<em> <strong>Категория темы:</strong> </em> Российский Императорский флот Крымская война <em> <strong>Автор (ы) статьи:</strong> </em> Е. Ястребцов <em> <strong>Источник статьи:</strong> </em> Русский библиографический словарь. 1913. т. 25 <em> <strong>Дата написания статьи:</strong> </em> 1913 г. <em> <strong>Статьи, использованные при написании этой статьи:</strong> </em> «Общий Морской Список», г. XII, Cпб. 1900 г., стр. 467—470.—»Новое Время», 1881 г., № 1770.— «Кронштадтский Вестник», 1881 г., № 13.—»Русский Календарь» на 1882 г., стр. 267.

Штурманская книжка.RU

ТОВВМУ имени С.О.Макарова: выпуск штурманов 1953 года

МИР ВАШЕМУ ДОМУ

«ОХОТА» — ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНСТВО

Вице-адмирал Хромов Николай Елизарович

Этот, в форме капитана 1 ранга, — Григорий Валентинович Таргонин. Его я узнал сразу. Вместе служили в 1960-1962 гг. на 19БПЛ (Владивосток, б. Малый Улисс). Капитан 3 ранга Таргонин — командир ПЛ С-292 (613 проект), остроумный весельчак-горлопан, но командир грамотный, находчивый, умеющий постоять за себя и за свой экипаж. В то время (1960 г.) после учебы на ВОЛСОК (Высших Ордена Ленина специальных офицерских классах) в Ленинграде я был назначен на должность флагманского минера этой бригады. В период Карибского кризиса и несколько позже (июль 1962 — апрель 1963 гг.) мы оба в том же качестве проходили службу в Оперативной БПЛ (командир бригады — контр-адмирал Анатолий Антонович Рулюк, впоследствии вице-адмирал), базирующейся, в основном, в Сурабайе, Главной базе ВМФ Индонезии.

— А кто же этот моложавый фигурант в форме контр-адмирала? Несомненно, черты лица его мне знакомы, кажется, служили на со­седних лодках где-то на Тихоокеанском флоте на заре туманной лейтенантской юности. Вот и он стал большим начальником, повесив на свои погоны по «мухе». Но это хорошо! Не каждому, ведь, удается дослужиться даже до капитана 1 ранга! Подхожу и спрашиваю:

— Скажите, как Ваша фамилия?

Вспомнив, что его звать Анатолием, непроизвольно перехожу на фамильярность:

— Толя, это ты написал книгу «За прочность прочного корпуса»? Говорят, книга стоящая, правдивая, но мне она не попадалась, ее я не читал.

[1]

— Конечно, я. К сожалению, авторские экземпляры уже разош­лись, но говорят, книги еще есть в продаже на Малой морской.

После съезда я купил книгу Луцкого и был вознагражден. Чтение его мемуаров воскресило в памяти многое из далекого прошлого, доставило истинное удовольствие от правдивых, искренних, хотя и эмоционально окрашенных рассказов о повседневной жизни моряков-подводников, об их отваге и героизме при выполнении задач боевой подготовки в сложных экстремальных условиях и штормовой погоде. На память о встрече я подарил Анатолию Луцкому свою книгу «Психология менеджмента: Психологический практикум», изданную в начале 2002 г. еще в Таллине.

Подходит ко мне в цивильном платье еще один бывший подводник и спрашивает: «Вы не помните меня?» Припоминаю: кажется, это бывший командир атомохода капитан 1 ранга Павлюченко. В 1980 г. он был переведен на должность старшего преподавателя Учебного центра в Палдиски, где я провел последние годы службы в ВМФ. Летом 1980 г. я переехал на постоянное место жительства в Таллии, семья Павлюченко заняла мою просторную четырехкомнатную квартиру в Палдиски.

— А кто же, проходя по анфиладам академии, смотрит внимательно в мою сторону? Да это Юра Черненко, наш однокашник по ТОВВМУ-53, капитан 1 ранга в отставке, бывший командир атомохода! С самого училища не виделись целую вечность, без малого 50 лет! Год спустя, в январе 2004 г. семь однокашников по ТОВВМУ, проживающих в Санкт-Петербурге, собрались у него на квартире в Купчино — Володя Анцифиров, Радик Писарский, Валя Шабанов, Олег Евлахов, Борис Терсинцев и автор этих строк. Все мы были приятно удивлены, когда из гостиной вышел молодой человек и, обращаясь к собравшимся, объявил: «Господа офицеры, прошу к столу!» Это был Владимир Черненко, тоже, как и его отец, бывший командир атомохода, а ныне капитан 1 ранга в отставке. Но возвратимся в апартаменты Военно-Морской академии.

— А кто же тот элегантный, с сединой, спортивного вида вице-адмирал? Несомненно, мы с ним служили где-то в молодости. Возможно на соседних лодках. Но где? В Севастополе? В Полярном? А может, на Камчатке? В более далекие закоулки туманной юности память не доходила. Нет, скорей всего, служили в столице дизельного подводного флота, в Полярном . И он, кажется, из штурманов. Слишком уж он элегантен в своем ослепительном морском мундире! К этому вице-адмиралу постоянно кто-то подходит, здороваются, что-то обсуждают .

[2]

Надо подойти и спросить: «Как Вас звать?» Ведь, несомненно, мы были, кажется, чуть ли ни приятелями. Подхожу и вместо заготовленной фразы язык мой непроизвольно произносит «Как тебя звать?»

И тут меня осенило: «Хромов?!»

— Да. А тебя как звать?

Мы обнялись. Однокашники ТОВВМУ 1953 года выпуска. Действительно, он учился на штурманском, я же — на минно-торпедном факультете. Оба после училища проходили подготовку на Курсах офицерского состава подводного плавания. Однако в дальнейшем наша служба на флотах «не пересекалась», и мы друг о друге ничего не знали. А тут такая встреча!

Николай Елизарович Хромов родился 19 июля 1931 гола 1949 г. поступил, и в 1953 году окончил Тихоокеанское Высшее Военно-Морское училище им. С.О. Макарова по штурманской специальности. Затем последовала 8-месячная подготовка на КОС под водного плавания при 51 УОПП ТОФ и 3 месяца стажировки на ПЛ типа «М» («Малютка») в Советской Гавани. С ноября 1954 года Николай Хромов — командир рулевой группы ПЛ С-24 (типа «Сталинец» IХ серии) Камчатской Флотилии ПЛ. Лодка находилась в ремонте (командир ПЛ — капитан 2 ранга Пеккер) и готовилась к передаче в КНР. В 1955 году Николай Хромов назначается командиром БЧ-1 -4 ПЛ 0286 (613 проекта). Лодка строилась на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком. Командиром ПЛ С-286 был капитан-лейтенант И.В. Кармадонов, впоследствии начальник ТОВВМУ (1980-1986), контр-адмирал.

Читайте так же:  Решение по служебному расследованию факту хищения

В 1956 году последовал переход ПЛ по Волжско-Балтийскому водному пути в столицу дизельного подводного флота — г. Полярный — В 1957 году Хромов назначается помощником командира этой же ПЛ. В составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-57) С-286 переходит Северным морским путем на ТОФ и осенью 1957 года входит в состав 19БПЛ (б. Малый Улисс),

Основные вехи дальнейшего прохождения службы Н. Хромова таковы:

— 1959 г, — старший помощник командира ПЛ С-286.

— 1960-1961 гг. — слушатель ВОЛСОК (г. Ленинград).

— 1962 г. — командир ПЛ С-278 156 БПЛ БФ.

— 1966-1969 гг. — слушатель Военно-Морской академии.

После окончания Академии Николай Хромов служит старшим офицером Оперативного отдела Балтийского Флота (Калининград). С середины 1971 года по 1974 год — командир 40 БПЛ 37 КДиПЛ БФ (Лиепае),

С 1974 по 1976 гг. Хромов служит вначале начальником Штаба 37 ДиПЛ, а затем — командиром этой дивизии, и ему присваивается звание «контр-адмирал». С 1976 по 1984 гг. Николай Хромов становится командиром 14 Эскадры ПЛ Балтфлота, в начале 1984 г. ему присваивается звание «вице-адмирал». Вскоре Хромов назначается заместителем командующего Балтийским флотом -начальником тыла ДКБФ. В конце 1990 года вице-адмирал Николай Хромов увольняется в запас по возрасту. Впереди — общественная деятельность, в 1994 году избирается председателем Совета ветеранов Балтийского Флота.

Все, что сказано Борисом Алябьевым, стоит доверия. В бытность совместной службы на 80 ОБСПЛ в Комсомольске-на-Аму­ре мы оба были флагманскими специалистами (он — флагманским химиком, я — флагманским минером), отрабатывали задачи боевой и специальной подготовки настоящим образом.

О Николае Хромове положительно отзываются и другие его сослуживцы. Говорит контр-адмирал в отставке Станислав Петрович Киреев, бывший Оперативный дежурный Балтийского Флота, сослуживец Николая Хромова по 40 БПЛ:

«Впервые с Николаем Хромовым встретились в Ленинграде в 1966 году при поступлении на учебу в Военно-Морскую академию. Во время трехгодичного обучения поддерживали нормальные товарищеские отношения, хотя особого сближения между нами не было. После окончания учебы в ВМА оба отправились служить на Балтику. Хромовв штаб Балтийского флота в Калининград, я — в Лиепае, куда был назначен начальником штаба 40 БПЛ 37 ДиПЛ. В 1971 году Николай Хромов назначается командиром 40 БПЛ. Во время совместной службы поддерживали нормальные деловые отношения. Хотя, по правде сказать, было всякое. Иногда мне казалось, что по отношению ко мне он мог проявлять мелкие придирки просто по пустякам. Но, в общем, работали нормально. Вскоре он был назначен командиром 37 ДиПЛ, впоследствии преобразованная в Эскадру ПЛ».

Сказанному Станиславом Петровичем стоит доверять. Впервые я познакомился с ним, посетив ПЛ «Народоволец» (филиал Центрального Военно-Морского музея). Там он работал экскурсоводом, а затем, в начале 2006 года, правда, непродолжительное время, — заместителем директора Института профессионально-технического образования РАО (Российской академии образования). В этом Институте автор этих строк третий год работает заведующим одной из его лабораторий. За короткое время со Станиславом Петровичем мы сблизились и подружились. Скромный, тактичный, выдержанный товарищ и приятный собеседник. Таким верят.

В завершение рассказа о нашем однокашнике Николае Хромове остается добавить: награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, За службу Родине третьей степени и многими медалями. Имеет множество поощрений от командования, в том числе от Министра Обороны СССР и президента России.

А на Учредительном съезде Международной ассоциации общественных организаций ветеранов подводного флота и моряков-подводников Николай Хромов избран одним из вице-президентов этой ассоциации. Президентом ассоциации стал адмирал В.Н. Поникаровский, первым вице-президентом — контр-адмирал В.Н. Щербаков, генеральным директором — контр-адмирал В.М. Монастыршин. В октябре 2006 г. состоялся третий съезд этой ассоциации. Теперь она называется несколько иначе, а именно: Международная ассоциация общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников. Произвели небольшую ротацию. Президентом ассоциации избрали Адмирала Флота Геннадия Александровича Сучкова, адмирала Поникаровского по его просьбе (из-за болезни) освободили от обязанностей президента, но учитывая его заслуги перед ассоциацией выбрали Почетным ее членом. Остальные руководители ассоциации, в том числе вице-адмирал Николай Хромов, остались на своих местах.

Боевые товарищи, однокашники и друзья Николая Елизарови­ча сердечно поздравляют его с семидесятипятилетием, желают крепкого здоровья, счастья, долгих лет жизни и активного участия в ветеранском движении Балтийского Флота и Международной ассоциации моряков-подводников!

Батаршев А.В. «Ходили мы походами»

(Очерки-воспоминания о выпускниках ТОВВМУ им.С.О.Макарова)

Яковлев, Николай Матвеевич

Годы жизни 23 марта 1856 — 02 октября 1919 гг.
Место рождения Николаев, Российская Империя
Гражданство Российская Империя
Годы службы 1873 — 1917

  • Орден Святого Станислава II степени (1892)
  • Орден Святой Анны II степени (6.12.1895)
  • Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1902) за 25 проведенных ежегодных компаний
  • Орден Святого Владимира III степени с мечами (22.3.1904) «За отражение атаки японских миноносцев 27.1.1904»
  • Золотая сабля «За храбрость» (18.5.1904)
  • Орден Святого Станислава I степени (13.4.1908)
  • Орден Святой Анны I степени (1911)
  • Орден Святого Владимира II степени (14.4.1913)
  • Орден Белого Орла (10.4.1916) и т.д.

Содержание

Образование

Николай Матвеевич родился 23 марта 1856 г. в г. Николаеве Херсонской губернии в семье дворянина, в 1873 г. поступил в Николаевское юнкерское училище Черноморского флота, в 1876г. стал гардемарином, в 1882г. окончил Николаевскую Морскую Академию по механическому отделению, в 1901 окончил Курс Военно-Морских наук Николаевской Морской Академии.

Карьера и биография

Участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 г.г., до 1880 служил на шхуне «Пицунда» мичманом, которая курсировала по акватории Черного моря, заходя в такие города как Николаев, Сухум и Адлер. Получив звание лейтенанта в 1882г. был приписан к корабельному флотскому экипажу Черноморского флота.

2 апреля 1883г. — приписан к корабельному флотскому экипажу Балтийского флота. С 10 октября 1884г. исполнял обязанности старшего штурмана на фрегате «Светлана», с 24 октября 1884г. — броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский», в этот периоды фрегаты курсировали по акваториям Атлантического океана, ходили в кругосветные путешествия, были одними из самых активных кораблей Российского флота, с 4 мая 1887г. — старший штурман императорской яхты «Держава», во время службы яхта совершала походы по Балтийскому и Северному морям.

Читайте так же:  Где лучше всего застрохавать ребенка занимающегося хоккеем

4 апреля 1888г. — приписан к Гвардейскому флотскому экипажу. В сентябрь 1889г. — отбыл в порт Смирна на крейсер «Память Азова» для вступления в обязанности флаг-штурмана. Цесаревич Николай Александрович Романов, отправился с визитом в Японию, по следующему маршруту: из Триесты, пройдя Суэцкий канал, крейсер направился к острову Цейлон, далее плавание проходило так: Сингапур — Батавия — Бангкок — Сайгон — Гонконг — Шанхай — Нагасаки — Владивосток, в каждом порту цесаревича торжественно встречали, готовили обширную программу приемов, чествований, экскурсий и других развлечений, например на Бомбейском рейде кораблям предстояло простоять 42 дня. C 23 сентября 1893г. — старший офицер императорской яхты «Полярная звезда», на которой императорская семья совершала визиты в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств.

1 января 1894г. — получено звание капитана 2-го ранга. С 14 мая — по 13 октября 1896г. — ВРИО командира императорской яхты «Полярная звезда», с 10 апреля — по 8 мая 1897г. — заведующий императорским катером «Дагмар», с 8 мая — по 6 сентября 1897г. — командир императорской яхты «Марево», с 6 сентября — по 4 ноября 1897г. — заведующий императорским катером «Дагмар», с 1 мая — по 4 июля 1898г. — командир императорской яхты «Марево», данные суда сопровождали или перевозили императорскую семью на маршрутах по Черному и Балтийскому морям.

29 июня 1898г. — переведен в Сибирский флотский экипаж. В 1898—1899гг. — командир канонерской лодки «Манджур», на данной КЛ участвовал в походах Сибирской флотилии, базируясь во Владивостоке, нес службу, находясь в распоряжении дипломатических представительств России на Дальнем Востоке. Во время походов над «Манджуром» нередко был флаг начальников и флагманов эскадры Тихого океана. C 1 — по 23 июня 1899г. — ВРИО командира крейсера «Адмирал Корнилов», февраль 1900г. — ВРИО командира 14-го флотского экипажа.

6 декабря 1901 — получает звание капитана 1-го ранга, назначается командиром эскадренного броненосца «Петропавловск», в 1904г. — участвовал в обороне Порт-Артура в составе 1-й Тихоокеанской эскадры, под флагом вице-адмирала Макарова Степана Осиповича флагманский «Петропавловск» отправился сквозь минное поле на помощь гибнущему миноносцу «Страшный», после чего, уже на обратном пути — подорвался на мине, спасти удалось немногих, среди них оказался Яковлев Н.М. 19 апреля 1904г. — приказом адмирала Алексеева Евгения Ивановича уволен в отпуск в Европейскую Россию по болезни. 25 октября 1904г. — Командир 8-го флотского экипажа и строящегося эскадренного броненосца «Император Павел I».

6 декабря 1906г. года был произведен «за отличие» в чин контр-адмирала, 1906—1907гг. — получает должность начальника штаба Кронштадтского порта, 1907—1911 гг.— становится начальником Главного морского штаба. В 1909г. — вице-адмирал, с 14 марта 1911г. — член Адмиралтейств-совета. 30 июля 1915г. — адмирал. В 1916 — председатель комиссии по расследованию причин гибели линкора «Императрица Мария». 28 апреля 1917г. — уволен от службы, проживал в Петрограде. После революции уехал с семьей в имение в Орловской губернии.

В числе заложников расстрелян Орловской ЧК 2 октября 1919г. в г.Орёл.

Яковлев Николай Матвеевич был женат на Бодиско Анне Михайловне, она умерла в 1920г. в г.Орел, у них имелась дочь — Яковлева Анна Николаевна, дальнейшая судьба которой — неизвестна.

Ордена Российской империи

  • Орден Святого Станислава II степени (1892)
  • Орден Святой Анны II степени (6.12.1895)
  • Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1902) за 25 проведенных ежегодных компаний
  • Орден Святого Владимира III степени с мечами (22.3.1904) «За отражение атаки японских миноносцев 27.1.1904»
  • Орден Святого Станислава I степени (13.4.1908)
  • Орден Святой Анны I степени (1911)
  • Орден Святого Владимира II степени (14.4.1913)
  • Орден Белого Орла (10.4.1916)

Медали и знаки

  • Золотая сабля «За храбрость» (18.5.1904)
  • Медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878» (1878)
  • Серебряная медаль «В память царствования императора Александра III» (1896)
  • Серебряная медаль «В память японской войны» (1906)
  • Светло-бронзовая медаль «В память 200-летия Полтавской битвы» (1909)
  • Памятный знак 200-летия Гвардейского флотского экипажа (1910)
  • Знак 200-летия общества Петербургских лоцманов (1910)
  • Светло-бронзовая медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913)
  • Наследственный знак 300-летия царствования дома Романовых (1913)
  • Крест «За Порт-Артур» (1914)
  • Светло-бронзовая медаль «В память 200-летия Гангутской победы» (1915)
  • Светло-бронзовая медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации» (1915)

Награды иностранных государств

  • Мекленбург-шверинский Орден Грифа кавалерский крест (1889);
  • Сиамский орден Короны IV класса (1891);
  • Японский орден Священного сокровища IV степени (1891);
  • Датский Орден Данеброг III степени (1891)
  • Германский орден Красного орла III степени (1892)
  • Датский орден Данеброг командорский крест II класса (1895)
  • Греческий орден Спасителя командорский крест (1895)
  • Французский орден Почётного легиона офицерский крест (1896)
  • Шведский орден Меча большой кавалерский крест (1908)
  • Французский орден Почётного легиона большой офицерский крест (1908)
  • Оборона Порт-Артура
  • эскадренный броненосец «Петропавловск»
  • эскадренный броненосец «Император Павел I»

Ссылки на интернет-ресурсы

Литература и источники информации

  • Звягинцев В.Е. Трибунал для Флагманов. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2007. — 576 с. — (Двуликая Клио: Версии и факты). — ISBN 978-5-275-01518-8

Галерея изображений

Видео (кликните для воспроизведения).

Линейный корабль Император Павел I в районе Ревеля, начало июня 1912 года.

Источники


  1. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  2. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  3. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
Адмирал ильев николай яковлевич
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here