Гибдд может давать экспертную оценку дорожного состояния

Важная информация на тему: "Гибдд может давать экспертную оценку дорожного состояния". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Гибдд может давать экспертную оценку дорожного состояния

Экспертиза дорожных условий

Примеры неправильно организованного движения на участке дороги:

Неисправные светофоры. Дорожные службы обязаны отслеживать корректную работу светофоров, а при поломке в кратчайшие сроки устранять неисправность.

Неудовлетворительное состояние дорожного полотна – наличие ям, трещин, каверн, заполненных водой и так далее, может привести к потере водителем эффективного управления транспортным средством.

[3]

Отсутствие защитных ограждений на данном участке дороги, а также отсутствие правильно организованной обочины.

Анализ представленных документов – справки об аварии, выданной сотрудником ГИБДД, показаний и объяснительных участников дорожно-транспортного происшествия.

Анализ фото- и видеоматериалов, представленных дорожными службами, свидетелями или потерпевшими, содержащих изображение данного участка дороги на момент дорожно-транспортного происшествия.

Осмотр участка дороги, на котором произошла авария.

Производство дополнительных экспертных мероприятий по мере необходимости. Эксперт может произвести необходимые ему для принятия решения анализы, а также затребовать повторные опросы свидетелей, потерпевших, представителей дорожных служб.

Правовые основы, которыми руководствуются специалисты при проведении дорожных условий

При производстве экспертных мероприятий и формировании экспертного заключения, специалист, осуществляющий исследование, подчиняется положения Федерального закона № 73-ФЗ, определяющего процедуру осуществления экспертной деятельности в Российской Федерации.

Вопросы, на которые отвечает специалист по производству экспертизы дорожных условий в процессе осуществления исследования

Судебная дорожно-транспортная экспертиза

Как оспорить независимую экспертизу в суде.

Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.

Все ДТП условно делятся на виды:

  • Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
  • Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
  • Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.

Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.

Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.

Объектом изучения экспертизы выступают:

Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:

Для проведения экспертизы требуется предъявить:

Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.

Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.

Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.

Дорожно-транспортная экспертиза

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные.

Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида:

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы.

Методические основы экспертизы дорожных условий при обследованиях дорог и расследовании ДТП

Степень влияния каждого из элементов системы ЧАДС (человек-автомобиль-дорога-среда) на вероятность совершения каждого конкретного ДТП определяется соответствующими органами (ГИБДД, суды и пр.) на основании комплекса показателей, которые могут входить или быть использованы в расчетах результатов автодорожной экспертизы.

Основными вопросами, на которые эксперт должен, в первую очередь, обратить внимание при обследовании места ДТП и впоследствии получить на них ответы, являются:

установить, какой нормативно-технической документацией регламентированы показатели дороги (улицы), дорожного (уличного) обустройства обследуемого участка;

установить их соответствие реальным показателям в месте ДТП;

определить влияние отклонений реальных показателей от нормативных значений на возможность совершения ДТП;

выявить с технической точки зрения возможности водителей транспортных средств предотвратить ДТП в случае обеспечения нормативных показателей дорог (улиц), обустройства в полном объеме техническими средствами организации движения.

Полученные в ходе экспертизы результаты являются важным звеном в деле установления истинных причин и виновников ДТП.

Согласно официальным статистическим данным в нашей стране происходит примерно 20-24% ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями. Зачастую эти сведения по отчетности проходят как «дорожные условия, сопутствующие совершению ДТП».

Однако исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что влияние неблагоприятных дорожных условий является прямой или косвенной причиной в 60-70% происшествий

С чем связано такое расхождение в показателях? Причина разницы кроется в оценке влияния дорожных условий на совершение ДТП и заключается в следующем:

Недооценка влияния дорожных факторов инспекторами ГИБДД при подготовке исходных материалов (протокол, схема ДТП, показания свидетелей и очевидцев и т.д.), следователями, дознавателями, а в конечном итоге и судьями при оценке причин совершения ДТП. В подавляющем большинстве случаев основная причина связана с человеческим фактором, поэтому ответственным считают водителя или как вариант неисправность транспортного средства. Водителя, как правило, обвиняют в нарушении пункта 10.1 ПДД, обязывающего его выбирать скорость движения в зависимости от складывающейся дорожной обстановки. При этом анализу подвер

гаются чаще всего только действия водителя, не принимаются во внимание требования п.п. 13-15 «Основных положений…» ПДД и ст. 11 и 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», возлагающих ответственность на владельцев дорог за безопасность движения как при проектировании, так и при реконструкции и эксплуатации дорог. Такое положение создает у работников дорожно-эксплуатационных служб настроение самоуспокоенности и снятия с себя ответственности, способствующее формальному подходу к разработке и реализации мероприятий по улучшению дорожных условий, снижающих аварийность.

Читайте так же:  Дача объяснений в прокуратуре

Отсутствие служебной и материальной ответственности у сотрудников ГИБДД, составляющих первичные документы по происшествию, за полноту сбора необходимых сведений и особенно составления схемы и протокола осмотра места происшествия.

Отсутствие четких требований к объему данных, которые должны характеризовать дорожные условия на месте совершения ДТП.

Отсутствие достаточных познаний у сотрудников следствия, дознания и ГИБДД в отношении существующих и действующих норм и требований к дорожным условиям.

Отсутствие единого нормативно-технического документа, устанавливающего порядок и объем сбора необходимой и достаточной информации на месте ДТП.

Автодорожная экспертиза выполняется с целью выявить все причины и условия, вызвавшие возникновение ДТП, включая и причины, проявившиеся в результате некачественной геометрии плана и профиля участка автомобильной дороги (улицы), что полностью соответствует положениям ст. 176 УПК РФ.

К сожалению, в процессе сбора материала не всегда глубоко и всесторонне исследуются все обстоятельства произошедшего ДТП, не в полном объеме фиксируется состояние дороги, что не дает объективных результатов при анализе причин и разработке мероприятий по предупреждению ДТП.

При проведении экспертной оценки дорожных условий специалистами должны быть решены следующие задачи:

исследована обстановка на месте ДТП (состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, откосов земляного полотна, участка за пределами земляного полотна);

определено значения параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств на месте ДТП (коэффициента сцепления, коэффициента сопротивления перемещению ТС и других объектов на поверхности проезжей части или обочины, величины замедления при торможении на данном участке, коэффициента сопротивления качению и т.п.);

установлены условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, имевшейся на момент ДТП, объектах, типе и модификации ТС;

определено состояние дороги и сочетание элементов ее плана и профиля в месте ДТП и на подходе к нему, наличия уклонов в продольном и поперечном направлениях, наличия кривых в плане и профиле;

выявлены обстоятельства, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП и были непосредственно или косвенно связаны с состоянием существующей дорожной обстановки.

Цель этих исследований заключается в определении влияния дорожных условий на механизм происшествия посредством установления вероятности возникновения ДТП в конкретных дорожных условиях.

Осмотру и изучению подлежат:

ширина проезжей части и обочин и их эксплуатационное состояние;

геометрическая или метеорологическая видимость поверхности автомобильной дороги и встречного транспортного средства;

радиусы кривых в плане и продольном профиле;

ровность, шероховатость и сцепные качества покрытия;

уровень содержания дороги (имеется или нет полная или частичная очистка покрытия от снега, грязи или обледенения);

наличие или отсутствие необходимых дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, светофоров и т.д.

Причем вероятность возникновения ДТП устанавливают только

в зависимости от тех дорожных условий, которые по данным проводимого осмотра и вида ДТП могли способствовать развитию аварийной ситуации. Например, при заносе или опрокидывании транспортного средства на кривой в плане устанавливают вероятность возникновения ДТП в зависимости от радиуса кривой, скорости движения и коэффициента поперечного сцепления автомобильных колес с покрытием

Совокупность дорожных условий и факторов, вызывающих возникновение опасных ситуаций (ситуационные факторы), принято называть обстановкой места происшествия, при этом учитывают качественное состояние факторов и пространственную связь объектов, объединяющихся в место происшествия.

К обстановке места происшествия, в первую очередь, относятся следующие характеристики:

геометрические элементы участка дороги, на котором произошло ДТП, и их соответствие требованиям СНиПа, ВСН, ТУ или ГОСТа, технического регламента;

состояние дорожного покрытия, обочин;

наличие опор путепроводов, осветительных мачт и их расположение относительно кромки проезжей части;

погодно-климатические условия в момент ДТП и уровень содержания участка дороги дорожно-эксплуатационной организацией, а также инженерное обустройство места происшествия светофорами, дорожными знаками, разметкой, ограждениями и направляющими устройствами.

Начинать осмотр дорожных условий следует исходя из вида ДТП и тех ситуационных факторов, которые могут объяснить меха10

низм происшествия и отдельные этапы его развития. Ситуационные факторы должны быть изучены детально, поскольку они имеют решающее значение в формировании механизма конкретного ДТП и в то же время влияют на возникновение других схожих происшествий.

Комплексная картина обстановки на месте ДТП может быть получена при использовании следующей приборной базы:

приборов для определения сцепных качеств покрытия,

специальной линейки для измерения ровности покрытия (в

продольном и поперечном направлениях );

устройства, позволяющего определять направление и скорость

ветра, а также направление солнечного света;

рулетки или дорожного курвиметра.

Использование вышеперечисленных инструментов и изучение технической документации построенного участка помогает экспертам ответить на следующие вопросы:

Соответствует ли участок дороги (улицы), на котором произошло ДТП, характеристикам проектной документации?

Полностью ли соответствуют геометрические параметры, состояние проезжей части и обочин обследуемого участка дороги нормам действующих СНиПов, ГОСТов, технических Регламентов и пр ?

Присутствуют ли инженерные сооружения (мосты, путепроводы, опоры путепроводов, осветительные мачты, ограждения и т.д.) и каково их расположение относительно края проезжей части?

Каковы были погодно-климатические, аэродинамические и другие условия на момент ДТП?

Каково обустройство места ДТП средствами регулирования дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, разметка и т.д.)?

Как можно оценить качество содержания дорожноэксплуатационной организацией участка автомобильной дороги (улицы), на котором произошло ДТП?

Читайте так же:  Размер займа физлицу юолицом

Существует ли вероятность возникновения происшествия по причине несовершенства или несоответствия дорожных условий?

Какой нормативно-технической документацией регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП?

Являются ли допустимыми в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (ГОСТ Р 50597-93) выявленные на проезжей части дефекты покрытия (отдельные ямы, трещины, их размеры и т.д.)?

Могут ли находиться выявленные дефекты в причинноследственной связи с фактом ДТП?

Какими требованиями нормативно-технической документации должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию данного участка автомобильной дороги (улицы) для обеспечения безопасности дорожного движения, и соответствуют ли их действия этим требованиям? и т.д.

Последовательность действий эксперта при осмотре места ДТП осуществляется следующим образом

Вместе с тем эксперт в своей работе должен также осознано руководствоваться целым рядом возможных сочетаний тех или иных показателей на месте фактического ДТП или обследуемого участка дороги (улицы).

Так, предположим, что на месте происшествия измерения показали достаточное соответствие натурных параметров ширины проезжей части и обочины действующим строительным нормам. И тем не менее происшествие произошло. Для установления истинной причины произошедшего необходимо дополнительно оценить состояние покрытия проезжей части, состояние обочины, обеспечен ли водоотвод с проезжей части, не возвышается ли обочина над проезжей частью, укреплена она или нет и т.д.. Поэтому ниже пойдет речь о возможных сочетаниях упомянутых характеристик и допустимых соотношениях как отдельных дорожных элементов, так и их значений, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств.

Какие основные вопросы изучаются экспертом при обследовании места происшествия?

С чем связана разница в статистических показателях оценки влияния дорожных условий на аварийность?

Какие элементы дороги (улицы) подлежат осмотру и изучению в ходе обследования места ДТП?

Какую информацию должен получить эксперт в ходе осмотра участка дороги (улицы)?

Последовательность выполнения действий эксперта?

Материал взят из книги Экспертный анализ дорожных условий (Рябчинский А.И.)

Сложности дорожно-транспортной экспертизы

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

выявление корректность дорожной разметки;

расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

изучение организации движения на момент происшествия;

определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.


Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

Видео (кликните для воспроизведения).

Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

На сколько испорчено дорожное полотно?

Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

Могло ли состояние дороги привести к заносу?

Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

[1]

Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.

Читайте так же:  Как заплатить госпошлину для загса

Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

Проблему (произошедшая авария, наезд);

Задачи к исследованию;

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

Справку о совершенном наезде, аварии (выдает автоинспектор на месте ДТП);

Сведения об авто (техническая документация);

Водительское удостоверение заявителя;

Протоколы проведенных опросов свидетелей, участников аварии;

Заключения других экспертиз, если они имеются.

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

Осмотр участка происшествия.

Сопоставление полученных данных.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

Список, предоставленных документов и материалов;

Описание проблемы со слов заказчика;

Вопросы, поставленные перед экспертом;

Начало и место проведения мероприятия;

Акты и протоколы исследования;

Вывод и ответы на вопросы;

Рекомендации по дальнейшим действиям;

Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.

Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.

Как оспорить судебную экспертизу по ДТП?

Если произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, то без применения специальных познаний в самых различных областях науки и техники, невозможно определить, кто является виновником происшествия.

Поэтому возникает необходимость в назначении и проведении различных судебных экспертиз. Однако результат таких исследований не всегда удовлетворяет стороны или одну из сторон ДТП.

В связи с этим, действующим законодательством предусматривается возможность не согласится с выводами экспертизы, и ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы.

Можно ли обжаловать судебную экспертизу по ДТП

Действующее российское законодательство предусматривает возможность назначения экспертиз по делам о нарушении правил дорожного движения, руководствуясь нормами таких нормативно-правовых актов, как:

  • уголовно-процессуальное законодательство, которое предоставлено УПК Российской Федерации;
  • административно-процессуальное законодательство, которое предоставлено АПК Российской Федерации;
  • гражданско-процессуальное законодательство, которое предоставлено ГПК Российской Федерации.

Руководствуясь указанными кодексами, стороны дорожно-транспортного происшествия могут воспользоваться своим правом, для того чтобы обжаловать результаты судебной экспертизы, с выводами которой они не согласны.

А так как в суде каждая из сторон имеет право предоставлять свои доказательства, то противоположная сторона наделена правом с ними не соглашаться.

Поэтому нормы действующего законодательства, наделяют каждую из сторон судебного разбирательства такими правами:

  • не согласиться с выводами судебной экспертизы в целом и оспорить их, заявив соответствующее ходатайство;
  • не согласиться с самим ходом проведения судебного исследования и оспорить его;
  • заявить отвод специалисту, который был привлечен в качестве эксперта, усомнившись в его компетентности, соответствующей квалификации и личной заинтересованности в предоставлении заключения в пользу одной из сторон;
  • оспорить заключение судебного эксперта на основании неправильно примененных методик исследования.

Когда назначается судебная экспертиза при ДТП

Одним из направлений проведения судебной экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях, является определение размера причиненного столкновением ущерба.

При этом каждая из сторон может воспользоваться своим правом на проведение дополнительной экспертизы, путем привлечения для такого исследования независимого эксперта или же специалиста, который может быть представлен страховой компанией.

В результате проведения судебных экспертиз по делам о ДТП, выясняются вопросы:

  • о стоимости транспортных средств, которые стали участниками происшествия;
  • в результате чего транспортному средству были причинены повреждения. Бывают случаи, что до ДТП транспортное средство уже было повреждено, поэтому данные повреждения не имеют никакого отношения до происшествия и должны быть исключены из исследования;
  • какое техническое состояние было у транспортного средства в момент столкновения с другим участником происшествия;
  • имеются ли на исследуемом транспортном средстве повреждения, которые не видны без применения специальных средств и технических устройств;
  • какова стоимость восстановительных ремонтных работ по конкретному транспортному средству, которое пострадало в результате ДТП.

Если проводится экспертное исследование конкретного транспортного средства, то в обязательном порядке должны быть указаны все его номерные детали. Это позволит в дальнейшем определить подделку.

В связи с тем, что в большинстве случаев, экспертизы проводятся по инициативе участников дорожно-транспортного происшествия, то расходы на их проведение возмещаются за счет инициатора такого исследования. Поэтому количество экспертиз законодательно не ограничивается.

Как оспорить заключение судебной медицинской экспертизы, читайте тут.

Как обжаловать судебную экспертизу по ДТП

При несогласии с выводами судебного эксперта, которые изложены в акте судебной экспертизы, заинтересованная сторона имеет право обжаловать полученные данные, заявив соответствующее ходатайство.

Федеральный закон №73 от 31 мая 2001 года, который регулирует государственную экспертную деятельность, предоставляет право стороне, которая не согласна с выводами экспертизы, обратиться за помощью к независимому эксперту и добиться получения нужного результата.

Помощь в этом можно получить и от сотрудников страховой компании, у которой застрахован поврежденный автомобиль.

Читайте так же:  Завод ищет представителей в регионах

Однако прежде чем обращаться к независимому специалисту, подготовьте такие документы:

  • национальный паспорт;
  • документы на транспортное средство в виде паспорта на ТС и свидетельства о постановке автомобиля на регистрационный учет;
  • акт осмотра транспортного средства на месте ДТП;
  • справка, выдаваемая сотрудниками ГИБДД о том, что транспортное средство пострадало в результате дорожно-транспортного происшествия.

В каких случаях заключение эксперта можно оспорить?

Участник дорожно-транспортного происшествия наделен правом на обжалование заключения судебного эксперта в таких случаях:

  • если заключение эксперта является ложным;
  • если заключение эксперта ошибочное.

Для такого вывода достаточно мнения участника ДТП, который ходатайствует о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Так как заключение судебной экспертизы является доказательством при судебном рассмотрении дела, поэтому сторона, которая не согласна с ним на основании того, что данные исследования являются ложными, имеет право оспаривать такое заключение и ходатайствовать о проведении независимой экспертизы.

То есть в данном случае речь идет о преднамеренном включении специалистом ложных сведений в результаты исследований, на основании которых затем и делается вывод.

При ошибках в заключении речь не идет о преднамеренных действиях специалиста. В данном случае, это может быть результатом недостаточной компетентности в виду малого опыта работы по данной специальности.

Действующее законодательство предусматривает, что экспертной деятельностью может заниматься лицо, которое обладает специальными познаниями в той или иной области исследований и может дать правильную оценку дорожно-транспортному происшествию.

Сторона, которая не согласна с результатами заключения судебного эксперта, прежде чем обжаловать акт экспертизы, должна определиться, по каким критериям следует считать выводы эксперта неправильными:

  • использовать свое право на обжалование доказательств, которые предоставлены суду второй стороной;
  • если судебный спор решается в порядке гражданского судопроизводства, то заключение эксперта не относится законом к обязательному доказательству, поэтому противоположная сторона может выразить свое аргументированное несогласие и требовать проведения независимой экспертизы, предоставив вопросы, на которые специалист должен дать ответы;
  • следует понимать, что только обоснованное ходатайство убедит судью в необходимости назначения повторной или дополнительной экспертизы, поэтому если сторона не имеет надлежащих познаний, желательно обратиться за помощью к специалисту;
  • если имеются сведения, что специалист, который был приглашен в качестве эксперта, был заинтересован в предоставлении конкретного результата, то это будет основанием для назначения независимой экспертизы;
  • в том случае, если сторона представит доказательства того, что специалист не имеет надлежащей квалификации в проведении данных исследований или применил неверную или устаревшую методику, то это будет основанием для назначения дополнительной экспертизы, которая будет проводиться другим специалистом.

Для того чтобы можно было оспорить результаты экспертизы по делу о дорожно-транспортном происшествии, следует соблюсти такой порядок:

Действующее законодательство не предусматривает конкретной формы такого ходатайства, однако, судебная практика выработала общепринятые требования к таким документам.

Поэтому составляя ходатайство на имя суда о назначении повторной экспертизы по делу о дорожно-транспортном происшествии, необходимо, соблюдая деловой стиль написания документа, придерживаться следующих правил:

  • в правой части листа сверху указывается, кому адресуется документ, и кто заявляет ходатайство;
  • документ должен содержать название – ходатайство о назначении повторной экспертизы;
  • во вступительной части ходатайства следует указать данные о проведенной экспертизе, каким экспертом, где он работает;
  • в описательной части следует указать, какие выводы сделаны экспертом, перечислить доводы, почему с ними согласиться нельзя, и обосновать необходимость назначения повторной экспертизы;
  • в заключительной части ходатайства указывается просьба к суду удовлетворить ходатайство, назначить повторную экспертизу, указать, кому или какому экспертному учреждению следует поручить проведение повторной экспертизы, а также предложить свой перечень вопросов, на которые следует ответить при проведении повторной экспертизы;
  • к ходатайству можно приложить документы, которые считает необходимым заинтересованная сторона;
  • слева внизу проставляется число, месяц и год составления ходатайства, подпись заявителя и расшифровка его фамилии.

Данное ходатайство может заявить как лицо, которое было участником ДТП, так и его доверенное лицо, которое может действовать на основании доверенности, а также адвокат, представляющий интересы соответствующего участника происшествия.

Решение по заявленному ходатайству принимает судья в процессе рассмотрения дела: ходатайство может быть удовлетворено полностью, частично или в удовлетворении ходатайства может быть отказано.

Суть и особенности дорожно-транспортной экспертизы после ДТП

Можно выделить несколько причин возникновения ДТП. Предпосылкой для аварийной ситуации может быть как техническая неисправность автомобиля или несоблюдение водителем правил дорожного движения, так и состояние дорожного покрытия.

Дорожно-транспортная экспертиза после ДТП назначается в тех случаях, когда доподлинно определить, по какой именно причиной произошло столкновение, невозможно. Исследование может быть проведено сотрудниками МВД или специалистами независимых экспертных компаний.

Когда назначается экспертиза

Автомобильная авария вызывает много вопросов, как у участников аварии, так и специалистов, расследующих обстоятельства ДТП. Каждая из сторон произошедшего рассматривает ситуацию субъективно, но в любом случае, прежде всего, участникам необходимо определить виновника столкновения.

Наиболее четко определить обстоятельства автомобильной аварии можно путем вызова на место аварии экспертов. Исследование может иметь разный характер и объект исследования, в зависимости от конкретных обстоятельств случившегося.

ДТП можно разделить на несколько видов:

  1. Аварии, которые произошли из-за нарушений водителем правил дорожного движения.
  2. Аварии, произошедшие вследствие технической неисправности транспортного средства.
  3. Аварии, причинами которых стала невозможность избежать столкновения.

Чаще всего дорожно-транспортную экспертизу назначают в суде, чтобы определить реального виновника ДТП для его последующего привлечения к ответственности.

Объект исследования

Объектом может выступать:

  1. Анализ обстановки на месте автомобильной аварии. В этом случае специалисты исследуют состояние дорожного покрытия, проезжей части, тротуара и иных участков дороги, которые расположены в непосредственной близости от дороги.
  2. Определение параметров движения транспортных средств, ставших участниками аварии. При помощи определенных факторов, эксперту удается установить, с какой скоростью двигалось транспортное средство.
  3. Исследование дорожного покрытия на предмет различных дефектов. Эксперт определяет наличие уклонов, проломов, выбоин. В заключении специалистом должны быть указаны те несоответствия, которые могли стать причиной случившегося.
  4. Анализ уровня безопасности на данном участке дороги. В этом случае эксперт определяет, есть ли на дороге различные знаки, специальная разметка.
Читайте так же:  Какие страницы в пасмлрте нужны для загранпаспорта

В случае если экспертом будет установлено, что причиной столкновения стало некачественное дорожное покрытие, к ответственности привлекаются городские власти.

Вопросы, на которые отвечает дорожно-транспортная экспертиза

Проведение дорожно-транспортной экспертизы после ДТП необходимо для того, чтобы у заявителя была возможность получить ответы на следующие вопросы:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 317-07-09 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Какая обстановка была на месте ДТП. Особое значение имеет состояние дорожного покрытия на месте столкновения, а также обочины и прилегающей территории.
  2. Можно ли определить параметры движения транспортного средства.
  3. Имеются ли на дороге уклоны.
  4. Какой обзор и видимости дороги были у водителя транспорта, принимавшего участие в ДТП.
  5. Где произошло столкновение автомобилей.
  6. Была ли у водителей техническая возможность избежать происшествия?
  7. Какое состояние дорожного покрытия было на место аварии.
  8. Могло ли некачественное дорожное покрытие стать причиной столкновения.
  9. Какие дефекты удалось обнаружить на месте дорожно-транспортного происшествия.
  10. Кто отвечает за состояние дорожного покрытия на том участке дороги, где произошло столкновение.

В соответствии с нормами законодательства, дорожно-транспортное происшествие может проходить сразу с несколькими объектами исследования. В некоторых случаях допускается проведение комплексного исследования, есть у участников ДТП какие-либо разногласия со сделанными по обычной экспертизе (автотехнологической или трасологической) выводами.

Порядок проведения экспертизы

Независимая оценка экспертов может быть осуществлена уже через несколько часов после дорожно-транспортного происшествия за счет средств одного из водителей, ставшего участником столкновения.

В законодательстве отдельно описываются основания для проведения судебной дорожно-транспортной экспертизы. В соответствии с нормами, проведение такого исследования допускается только после подачи соответствующего ходатайства в суд. Проверка обстоятельств ДТП может быть осуществлена только экспертом-автотехником.

Что нужно для экспертизы

Для проведения дорожно-транспортной экспертизы после ДТП, заявитель должен передать эксперту:

  1. Схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Письменные опросы участников дорожного происшествия и свидетелей произошедшего.
  3. Видеозаписи и фотографии с места аварии.
  4. Акт осмотра транспортного средства.
  5. Справка о ДТП, выданная сотрудником дорожной инспекции.
  6. Постановление об административном правонарушении.
  7. Протокол о привлечении к административной ответственности.
  8. Заключение о наличии повреждений на автомобиле.
  9. Стоимость восстановительного ремонта.

Сроки проведения

Независимая экспертиза транспортного средства или дорожного покрытия может быть проведена в течение 2-7 дней с момента столкновения.

В соответствии с нормами российского законодательства, судебная дорожно-транспортная экспертиза должна быть проведена в течение 10 дней с момента дорожно-транспортного происшествия.

Стоимость исследования

В соответствии с требованиями законодательства, дорожно-транспортная экспертиза после ДТП должна быть бесплатной. Но независимое исследование проводиться за счет средств заказчика (как правило – пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии).

Однако истец имеет право потребовать, чтобы расходы на проведение такого исследования были возмещены за счет средств виновника ДТП или его страховой компании.

Стоимость дорожно-транспортной экспертизы зависит от нескольких факторов:

  1. Комплексное исследование обойдется заказчику в 5-7 тысяч рублей.
  2. Автотехническая экспертиза транспортного средства стоит от полутора до 4 тысяч рублей. Размер оплаты зависит от состояния транспорта.

Заключение по результатам

В соответствии с нормами законодательства, заключение о дорожно-транспортной экспертизе (оригинал) выдается на руки заказчику услуги. Если пострадавший хочется судиться с виновником столкновения или со страховой компанией, перед началом экспертизы, он должен пригласить вторую сторону ну исследование. Это позволит избежать недопониманий и необходимости проведения дополнительной экспертизы из-за несогласия второго участника ДТП с полученными экспертом результатами.
Видео (кликните для воспроизведения).

В этом случае копии заключений выдаются всем заинтересованным лицам прямо на месте диагностики.

Если автомобилист подает заявление в суд, то копия заключения о проведении исследовании прикладывается к исковому заявлению в качестве доказательства.

[2]

Источники


  1. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
Гибдд может давать экспертную оценку дорожного состояния
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here