Новое в законе об осаго

Важная информация на тему: "Новое в законе об осаго". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Принятые изменения в законе об ОСАГО. Что ждёт водителей в будущем

17 марта 2017 года Государственная дума приняла в третьем чтении поправки к Закону об ОСАГО. 22 марта 2017 года Совет Федерации утвердит сделанные изменения в статье 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Новые поправки касаются замены денежных компенсаций натуральным возмещением по ОСАГО. Как только новая редакция Закона будет подписана Президентом РФ, изменится основная концепция рынка автострахования в России. По мнению законодателей, изменения в законе об ОСАГО вступят в силу уже в конце мая или в начале июня текущего года.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

До последнего времени страховые компании в случае ДТП выплачивали денежные компенсации пострадавшей стороне в соответствии с суммами, заявленными в страховых полисах. В новой редакции ФЗ об ОСАГО будет предписывать страховщикам направлять владельцев повреждённых транспортных средств в сервисные центры, с которыми страховые компании предварительно заключили договора. Таким образом, денежные выплаты уйдут в прошлое, уступив место натуральному возмещению по ОСАГО. Такие механизмы действуют во многих развитых странах, доказывая на практике эффективность подобной схемы, защищающей интересы всех участников.

Натуральное возмещение по ОСАГО предполагает следующие условия:

В случаях, когда авария привела к полному уничтожению транспортного средства без возможности восстановления, смерти или тяжким повреждениям здоровья, предусматривается денежная компенсация. Закон предусматривает запрет на натуральное возмещение по ОСАГО в случае, если страховая компания неоднократно нарушала перечисленные положения. При подобном запрете страховщик будет снова возвращён к денежным компенсациям страховых случаев.

Плюсы и минусы изменений в законе об ОСАГО

Основное преимущество новой редакции заключается в существенном снижении рисков мошенничества, связанных с обманом страховых операторов. Второй очевидный плюс – это обязательный ремонт новых автомобилей в дилерских центрах за счёт страховой компании.

Среди недостатков новой редакции, способных ущемить интересы автовладельцев, специалисты указывают следующие моменты:

  • если потерпевший выберет сторонний сервисный центр, то такой выбор придётся серьёзно аргументировать;
  • непонятно, сколько раз страховая компания должна нарушить правила восстановления повреждённых автомобилей, чтобы Центральный Банк РФ запретил такому оператору натуральное возмещение по ОСАГО. В частности, в законе обозначено «два и более раза» — не совсем ясно, что скрывается за словом «более»

Принятые изменения касаются страховых договоров, заключённых после вступления новой редакции в силу. Новые поправки к ФЗ об ОСАГО свидетельствуют о том, что законодательная власть стремиться постоянно совершенствовать положения главного механизма регулирования рынка автострахования.

Закон об ОСАГО 2019 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2019 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
Читайте так же:  Полис омс кто делает

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Новое в законе об осаго

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Закон об ОСАГО № 40-ФЗ

    Закон об ОСАГО в редакции, действующей с 2019 года

    1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

    [1]

    Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.

    Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

    В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

    Правила страхования

    Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

    Ниже приведен текст документа:

    Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ), вступившими в силу с 01.06.2019 года (ред. 43).

    К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

    25 апреля 2002 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
    ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    Принят
    Государственной Думой
    3 апреля 2002 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 апреля 2002 года

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

    [2]

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III. Компенсационные выплаты

    Глава IV. Страховщики

    Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI. Заключительные положения

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Москва, Кремль
    25 апреля 2002 года
    N 40-ФЗ

    Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция)

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    Принят
    Государственной Думой
    3 апреля 2002 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 апреля 2002 года
    Последнее изменение: 26 августа 2017

    Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

    Содержание ФЗ №40:

    Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2019 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Читайте так же:  Земельный участок как взнос в уставный капитал можно ли изъять

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО:

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет:

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи:

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО:

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

    Новое в законе об осаго

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Видео (кликните для воспроизведения).

    Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 4 закона об ОСАГО. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

    Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

    Статья 4 закона об ОСАГО. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

    1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Читайте так же:  Как сначала заплатить проценты по кредиту

    Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

    2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

    3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

    а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

    б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

    в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

    г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

    д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

    е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

    4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

    5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

    6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

    Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

    Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции

    Комментарии к статье 4 закона об ОСАГО, судебная практика применения:

    Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017:

    В п. 11, 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержатся следующие разъяснения:

    Новый договор ОСАГО при переходе прав на транспортное средство. Возврат предыдущим владельцем части страховой премии

    После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускается.

    При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить новый договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (пункт 2 статьи 4 Закона об ОСАГО).

    При этом предыдущий владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика, с которым у него был заключен договор страхования ответственности, возврата части страховой премии за период с момента перехода прав на транспортное средство до окончания предусмотренного указанным договором срока, на который осуществлялось страхование.

    ОСАГО для прицепов к легковым и грузовым автомобилям. Регресс к причинителю вреда в случае отсутствия в полисе ОСАГО отметки об использовании прицепа

    Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан — владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).

    С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.

    Следует принимать во внимание, что отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом, как того требует пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО, не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем применительно к подпункту «в» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю — причинителю вреда.

    Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2016:

    Новый владелец автомобиля обязан заключить договор ОСАГО

    При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Незаключение новым владельцем договора ОСАГО лишает его права обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность предыдущего владельца ( подробнее см. п. 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года)

    [3]

    Публикации на logos-pravo.ru:

    Обязанность иметь полис ОСАГО. О том, в каком случае можно управлять транспортным средством без полиса ОСАГО см. статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?»

    Читайте так же:  В какое время могут звонить банки по просрочке

    Разъяснения утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ 2015:

    В пп. 16, 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ныне утратившего силу , указывалось следующее:

    Нужен ли полис ОСАГО на прицепы к легковым и грузовым авто граждан и юридических лиц?

    Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан – владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункта 7 статьи 4 Закона об ОСАГО). Подробнее см. п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Изменение условий договора ОСАГО

    После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются. Подробнее см. п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Изменения в Законе «Об ОСАГО» в 2017 году

    Ряд разного рода изменений и новшеств был внесён в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

    Изменения, вступающие в силу с 01.01.2017

    Право регрессного требования страховщика

    В связи с массовым обманом страхователями страховых компаний Закон об ОСАГО дополнен положениями, направленными на защиту этих компаний, – в частности, введён новый случай, в котором страховщик, выплативший возмещение, имеет право требовать в порядке регресса с лица, причинившего вред, возмещения произведённой потерпевшему страховой выплаты (ст. 14 Закона об ОСАГО). Таким случаем является предоставление страхователем страховщику при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые повлекли необоснованное уменьшение размера страховой премии (пп. «к» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО).

    Кроме того, п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО страховщику дано право вне зависимости от наступления страхового случая взыскать со страхователя в установленном порядке денежные средства в размере суммы, которую он неосновательно сберёг в результате предоставления недостоверных сведений.

    Электронный документооборот

    Поскольку постепенно вводится единая система межведомственного электронного взаимодействия, то в п. 4 ст. 15 Закона об ОСАГО добавлена возможность получения страховщиками путём обмена информацией в электронной форме с определёнными органами и организациями, в том числе с использованием системы электронного взаимодействия, доступа к сведениям, указанным в нижеперечисленных документах:

    • паспорте (или ином документе, удостоверяющем личность), в случае заключения договора ОСАГО с физическим лицом;
    • свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, в случае заключения договора с таким лицом;
    • паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации его, техпаспорте и подобных документах;
    • водительском удостоверении (в некоторых ситуациях);
    • диагностической карте (в определённых в пп. «е» п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО случаях).

    Абзац второй пункта 7 статьи 15 Закона об ОСАГО, содержащий положения о выдаче страхового полиса в виде электронного документа в случае заключения договора ОСАГО в таком виде, утрачивает силу. При этом в п. 7.2 этой статьи Закона об ОСАГО добавлена возможность оформления страхового полиса в указанной ситуации на бланке строгой отчетности и выдачи его страхователю бесплатно в офисе или путём направления за его счёт посредством почтового отправления.

    Составление самого договора ОСАГО в электронной форме возможно при наличии следующих условий:

    • такая возможность должна быть предоставлена любому лицу;
    • данный договор должен быть заключён с учётом требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

    Доступ к официальному сайту страховщика теперь предоставляется страхователю не только с использованием единой системы идентификации и аутентификации, но также и при помощи официального сайта профессионального объединения страховщиков (п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

    Профессиональные объединения страховщиков

    Нововведения коснулись и профессиональных объединений страховщиков. Они имеют право требовать от страховщика сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов. Размер этих сумм определяется Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 4 ст. 20 Закона об ОСАГО).

    Связанные с этим новшеством изменения претерпели п. 2 и п. 3 ст. 20 Закона об ОСАГО.

    Следующее нововведение коснулось и страховщиков, и профессиональное объединение страховщиков. На них возложены новые обязанности:

    • по обеспечению бесперебойного и непрерывного функционирования своих официальных сайтов в соответствии с требованиями, установленными актами Банка России;
    • по исключению случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению договоров ОСАГО в электронном виде вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем;
    • по информированию Банка России о фактах наступления указанных событий в порядке, установленном в соответствии с подпунктом «ц» пункта 1 статьи 26 Закона об ОСАГО (пп. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО).

    Кроме того, профессиональное объединение страховщиков устанавливает правила, обязательные для самого объединения и его членов и содержащие требования в отношении соблюдения отражённых выше обязанностей (пп. «ц» п. 1 статьи 26 Закона об ОСАГО).

    Некоторые автомобилисты с нетерпением ждали изменения в этот закон, а некоторые – относились с недоверием и страхом. Тем не менее Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) был обновлён.

    Изменения, вступающие в силу с 28.04.2017

    Понятийный аппарат

    1. Будет модифицировано определение самого договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ТС). В частности, законодатель изменил варианты возмещения вреда по договору. Он отметил, что страховое возмещение может иметь вид страховой выплаты либо быть осуществлено путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС (абзац 8 статьи 1 Закона об ОСАГО).

    Читайте так же:  Как опровергнуть любую экспертизу при дтп

    По тексту указанной статьи слова «страховая выплата» будут заменены на «страховое возмещение» в следующих терминах — «страховой случай», «компенсационные выплаты», «представитель страховщика в субъекте Российской Федерации».

    2. Изменится значение термина «направление на ремонт» (абзац 16 статьи 1 Закона об ОСАГО). Правки коснутся порядка выбора станции технического обслуживания (далее – СТО). Если раньше её выбирал потерпевший по согласованию со страховщиком, то теперь она будет определяться в соответствии с Законом об ОСАГО.

    3. Появится новый термин – «договор на организацию восстановительного ремонта». Это соглашение, которое заключается между страховщиком и СТО. В силу договора СТО обязана провести восстановительный ремонт, а страховщик оплатить его.

    Правила обязательного страхования

    Добавятся новые положения, которые должны будут содержать правила обязательного страхования. Во-первых, в данных правилах нужно будет указывать требования к организации восстановительного ремонта повреждённого ТС. Во-вторых, в правилах должен быть определён порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО в случае выявления недостатков ремонта (подпункт «е» пункта 2 статьи 5 Закона об ОСАГО).

    Страховое возмещение вреда, причинённого ТС потерпевшего, и восстановительный ремонт

    Итак, в каких случаях будет выдаваться сумма страховой выплаты, а в каких – производиться ремонт?

    1. Если вред причинён легковому автомобилю, который находится в собственности гражданина и зарегистрирован в Российской Федерации, то возможно 2 варианта: либо произведение ремонта, либо осуществление страховой выплаты. Возмещение будет производиться путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС потерпевшего (п. 15.1, 15.2, 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО) во всех случаях, кроме тех, что перечислены в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.

    Ремонтные работы могут производиться по направлению страховщика на ремонт на СТО:

    • которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организациям восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего;
    • которая не соответствует указанным выше требованиям (при наличии письменного согласия потерпевшего);
    • с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта (при наличии согласия страховщика).

    Исключения (случаи осуществления выдачи страховой выплаты):

    1. полная гибель ТС;
    2. смерть потерпевшего;
    3. причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (в заявлении лицо должно указать именно такую форму страхового возмещения, как выплата страховой суммы);
    4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (в заявлении лицо должно указать именно такую форму страхового возмещения, как выдача суммы страховой выплаты);
    5. иные случаи, перечисленные в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.

    2. Если вред причинён иным ТС, не указанным в пункте 1 данной статьи, возмещение вреда может быть осуществлено по выбору потерпевшего: либо путём ремонта, либо путём выдачи суммы страховой выплаты (п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО).

    Подробнее об этом можно прочитать в ст. 12 Закона об ОСАГО.

    Нарушения исполнения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту выявляет Банк России. Также он может применить указанные в п. 17.1 ст. 12 Закона об ОСАГО санкции. Кроме того, в п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО установлена ответственность страховщика за несоблюдение срока выдачи потерпевшему направления на ремонт ТС и срока проведения ремонта.

    Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС

    В заявлении о заключении указанного договора страхователь вправе указать:

    • СТО, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организациям восстановительного ремонта и есть в перечне СТО, предложенном страховщиком;
    • иную СТО, на которой будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт повреждённого ТС (при наличии согласия страховой организации).

    Формы документов

    На Банк России будут возложены дополнительные обязанности по установлению формы заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП) (п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО).

    В целях единообразия применения новшеств коррекционные правки были внесены во многие статьи, например, в следующие — пункт 5 статьи 4, подпункт «г» пункта 2 статьи 5, абзац второй пункта 1 статьи 8, статья 12 Закона об ОСАГО. С остальными изменениями можно ознакомиться по ссылке — https://dogovor-urist.ru/законы/закон_об_осаго/изменения/?d1=28.04.2017&d2=01.01.2017.

    Изменения, вступающие в силу с 25.09.2017

    Правки коснулись прямого возмещения убытков (ст. 14.1 Закона об ОСАГО). Раньше потерпевший мог предъявить требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, при наличии следующих условий:

    • в результате ДТП был причинён вред только ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;
    • ДТП произошло в результате взаимодействия или столкновения двух указанных выше ТС.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В связи с изменениями в Закон об ОСАГО, для возмещения убытков также достаточно соблюдения обоих условий, но при этом ДТП может произойти в результате взаимодействия (столкновения) 2 и более ТС.

    Источники


    1. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.

    2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

    3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
    4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
    Новое в законе об осаго
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here