Особенности налогообложения внешнеэкономической деятельности

Важная информация на тему: "Особенности налогообложения внешнеэкономической деятельности". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Налогообложение во внешнеэкономической деятельности

Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов либо иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, облагаются по ставке 20 %;

  • доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 10 %;
  • доходы от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.

В остальных случаях сдачи имущества в аренду или субаренду налогооблагаемым доходом является вся сумма выплаты иностранному арендодателю.

При этом не имеет значения, осуществляется выплата арендных платежей со счетов в РФ или за рубежом. Критерием, определяющим возникновение доходов от источников в РФ, является месторасположение и использование арендуемого имущества на территории РФ;

  • штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, облагаемые налогом на прибыль у источника выплаты по ставке 20 %.

Перечень видов доходов, признаваемых доходами от источников в РФ, которые рассмотрены выше, не является закрытым.

Иные аналогичные доходы облагаются налогом на прибыль по ставке в размере 20 %. Аналогичность доходов заключается не в их схожести с каким-либо из видов доходов, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, не относящихся к доходам от источников в РФ.

В частности, к иным аналогичным доходам относятся доходы от реализации на территории РФ ввозимых из заграницы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами. При этом доходом, источник выплаты которого находится на территории РФ, считается доход, выплачиваемый иностранной организации в виде разницы или части разницы между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой предприятие-посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров.

При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранной организацией товаров из-за границы для их реализации на территории РФ, за доход, источник выплаты которого находится на территории РФ, принимается валовая выручка, выплаченная иностранной организации за реализованный товар.

Доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени самой иностранной организации, и связанные с экспортом в РФ товаров, не относятся к доходам от источников в РФ и соответственно налогообложению у источника выплаты не подлежат.

Доходы, являются объектом обложения налогом на прибыль независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации. Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. При этом расходы, изведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов.

Существует порядок налогообложения доходов иностранной организации, полученных в рамках договора доверительного управления имуществом. Если иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ, является учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления, а доверительным управляющим является российская организация либо другая иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог на прибыль удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

Доходы, причитающиеся иностранной организации в связи с заключением договора доверительного управления, определяются доверительным управляющим с учетом положений НКРФ.

Сегодня многие российские фирмы ведут деятельность за границей. Причем это подразумевает и экспортно-импортные операции, и создание постоянных представительств, и вложение в уставные капиталы иностранных компаний.

Особенность налогообложения иностранных доходов российских фирм зависит от нескольких факторов. В частности, от вида и специфики деятельности, особенностей местного законодательства, а также международных соглашений, заключенных между страной — источником дохода и Россией.

Как правило, государства распространяют юрисдикцию на всю сумму дохода иностранной организации, полученного на их территории. Однако законодательство большинства стран, а также международные соглашения об устранении двойного налогообложения содержат положения о постоянном представительстве. Согласно этим положениям в государстве — источнике дохода облагаются доходы нерезидента от коммерческой деятельности только в связи с деятельностью через постоянное представительство и только в части, относящейся к этому представительству.

В зависимости от способа извлечения доходов и характера осуществляемой в иностранном государстве деятельности доходами российской организации от зарубежных источников являются:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, полученных от деятельности обособленного подразделения российской организации на территории иностранного государства;
  • внереализационные доходы, связанные с деятельностью обособленного подразделения российской организации на территории иностранного государства;
  • внереализационные доходы, не связанные с деятельностью обособленного подразделения российской организации в иностранном государстве.

От иностранных источников российская фирма может получать внереализационные доходы, которые не связаны с деятельностью ее постоянного представительства.

Таким образом, одинаковые по своему экономическому содержанию доходы российской организации от источников за рубежом могут облагаться налогом в иностранном государстве в составе доходов ее обособленного подразделения либо по самостоятельному основанию у источника выплаты.

  • доходы, не связанные с деятельностью иностранного филиала российской фирмы, не облагались налогом в составе доходов этого подразделения;
  • согласно законодательству иностранного государства налог при выплате этих доходов удержал налоговый агент.

В таком случае зачет налога, удержанного у источника выплаты, может быть предоставлен по самостоятельному основанию. Если одни и те же доходы в целях налогообложения в иностранном государстве были и включены в доходы филиала, и облагались у иностранного источника в момент их выплаты этому подразделению, то зачет налога, удержанного за пределами России, предоставляется только в части налога, который уплатило данное подразделение. Двойное налогообложение одного и того же дохода в иностранном государстве в данном случае устраняется в соответствии с законодательством этой страны.

  1. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности.
Читайте так же:  Заявление о выдаче судебного приказа взыскании задолженности по жкх

Акциз является косвенным налогом. Российское налоговое законодательство при взимании косвенных налогов по внешнеторговым операциям базируется на принципе страны назначения товара. То есть при реализации товаров на экспорт акцизы не взимаются в стране происхождения товара. Так, при экспорте подакцизных товаров налогоплательщики могут воспользоваться правом на освобождение от уплаты акцизов либо правом на возмещение фактически уплаченной суммы налога. Рассмотрим каждую из этих процедур.

Операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ в режиме экспорта освобождаются от уплаты акцизов. Однако условием для применения такого освобождения является представление налогоплательщиком в налоговую инспекцию поручительства банка или банковской гарантии.

Операции по экспорту товаров не облагаются акцизами только при ведении раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Поручительство оформляется в соответствии с российским гражданским законодательством в виде договора между налоговым органом и поручителем. Налоговое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, а также неуплаты им акциза и пеней.

ГК установлено, что при заключении договоров поручительства каждая из сторон вправе выдвигать определенные условия. В частности, налоговыми органами договор может быть заключен, если платежеспособность банка не вызывает сомнений. Вопросы платежеспособности того или иного банка и доверия к нему решают территориальные налоговые органы на основании имеющихся у них информации и материалов.

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром.

Исходя из изложенного, в отличие от поручительства банка банковская гарантия оформляется во исполнение соглашения гаранта (банка) с принципалом (налогоплательщиком). Третий участник правоотношений – бенефициар (налоговый орган) реализует свое право путем предъявления письменного требования об уплате налога гаранту.

Чтобы воспользоваться правом на освобождение от уплаты акциза, налоговое поручительство нужно представить в налоговую инспекцию не позднее установленного срока уплаты акцизов. Если поручительство банка отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в общем порядке. После представления документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма налогоплательщику возвращается.

Суммы акциза, уплаченные по экспортируемым подакцизным товарам, возвращаются из бюджета только непосредственному плательщику акцизов. В настоящее время плательщиками акцизов признаются лишь производители подакцизных товаров. Поэтому именно они имеют право на освобождение от уплаты акцизов при экспорте. Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом обложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров или собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой, кроме случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории России.

Итак, при наличии поручительства 6анка производитель подакцизных товаров из давальческого сырья при помещении их под таможенный режим экспорта освобождается от уплаты акцизов, если представлены документы. Поэтому сумма акциза по таким товарам собственнику не предъявляется. При реализации подакцизных товаров на экспорт, производится либо освобождение от уплаты акцизов, либо возврат уплаченных сумм акциза. Но в любом случае экспорт товаров нужно подтвердить документально.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории РФ, в том числе в государства СНГ, содержится в (ст. 198 НК).

  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа;
  • копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.

Внешнеэкономическая деятельность налогообложения (стр. 1 из 10)

1.2 Общие понятия внешнеэкономической деятельности. 19

1.2.1 Таможенная стоимость товара………………………………. 19

1. 2.2 Налогообложение экспортныхопераций. 21

1.2.3 Налогообложение импортных операций. 31

1.3 Основы налогообложения внешнеэкономических операций. 36

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Подъем экономики России невозможно представить без внешнеэкономических связей. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия. Для многих стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста.

Поступления от экспорта – существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и росту доходов. Повышается значимость экспорта как источника столь необходимых стране валютных поступлений.

[3]

Наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро решается внешняя торговля, особенно экспорт. Как показывает практика, организации, экспортирующие готовую продукцию, создают финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала, а также для неуклонного роста собственного капитала. Организации-экспортеры являются важнейшим источником формирования доходов бюджета.

Наша страна, щедро наделенная разнообразными природными ресурсами, является активным экспортером нефти, газа, минеральных ресурсов, леса, черных и цветных металлов и давно уже считается «сырьевым придатком» развитых капиталистических стран. И поэтому для российских организаций большое значение имеет именно торговля готовой продукцией на мировом рынке. В настоящее время все большее значение приобретает экспорт высококачественных и конкурентоспособных товаров.

Читайте так же:  Заявка на гос экзамен в гббд

На современном этапе экономических преобразований необходимой основой формирования устойчивого и развивающегося внешнеэкономического комплекса является стабильная, реально функционирующая законодательная база, которая способствовала бы оптимальному развитию внешнеэкономической деятельности предприятий – экспортеров.

Актуальность выбранной темы обусловлена развитием внешнеэкономических отношений между странами, что в свою очередь приводят к решению вопросов, связанных с налогообложением. Предметом исследования является налогообложение внешнеэкономической деятельности. Объектом исследования является ООО «Уралконструкция». Цель исследования – рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров и оптимизация налогообложения внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

— рассмотреть нормативно – правовое регулирование налогообложения внешнеэкономической деятельности;

— проанализировать действующую систему налогообложения внешнеэкономической деятельности предприятия;

— исследовать особенности налогообложения внешнеэкономической деятельности предприятия;

— разработать мероприятия по оптимизации налоговой нагрузки внешнеэкономической деятельности организации.

Глава 1 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности

Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию внешнеэкономической деятельностью осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы определяются каждой страной исходя из ее положения в современном мире. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков, подразделяются на экономические, административные, тарифные и нетарифные признаки.

Первый признак — тарифные методы, когда импортный тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты).

Они являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности (другая часть экономических методов включает в себя налоги и сборы). Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании внешнеэкономической деятельности определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования.

Второй признак — нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.

Третий признак — экономические методы. Они базируются на использовании экономических инструментов в торговой политике – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействуют на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях.

Четвертый признак — административные методы, которые включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъекты внешнеэкономической деятельности.

[1]

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

[2]

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

Интенсивное развитие международных связей в последнее десятилетие стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил, применяемых в международной торговле.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но и до вступления в рыночную экономику наша страна накопила определенных опыт в использование методов государственного регулирования внешней торговли.

Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах.

Особенности налогообложения внешнеэкономической деятельности

Московский автомобильно-дорожный институт

(государственный технический университет)

Курсовая работа по дисциплине:

Кафедра : «Экономика автомобильного транспорта»

Тема: «Особенности налогообложения внешнеэкономической деятельности.»

Студент: Романычев А.В.

Преподаватель: Чириканова Е.А.

В связи с ограниченностью домашнего рынка товаров и услуг, компаниям необходимо искать выходы на зарубежные рынки для дальнейшего развития. Однако при выходе на мировые рынки компании сталкиваются с различием налогообложения и бухгалтерского учета. Цель данной работы – ознакомиться с данными особенностями на примере иностранной компании получающей доходы в России.

Налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации

1. Общие положения

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль являются не только российские организации, но и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Основной принцип налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, определенный в главе 25 НК РФ, заключается в том, что налогообложению в Российской Федерации подлежит только тот доход иностранной организации, источник которого находится в Российской Федерации.

Другой принцип заключается в том, что доход подлежит налогообложению у источника выплаты, если он не связан с деятельностью иностранной организации в Российской Федерации через постоянное представительство. В данном случае источник выплаты дохода становится налоговым агентом, и на него в соответствии со ст. 24 НК РФ возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика (иностранной организации) и перечислению налога в бюджет.

Читайте так же:  Какие страницы в пасмлрте нужны для загранпаспорта

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Доходы иностранных организаций, облагаемые у источника выплаты

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены в ст. 309 НК РФ.

В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов, полученных иностранной организацией, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты этих доходов. К ним относятся:

Не признаются доходами, полученными от источников в Российской Федерации, а следовательно, не подлежат обложению налогом у источника выплаты следующие доходы:

  • доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах (подпункт 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). Если акции российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, были приобретены на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), то вне зависимости от соответствия критерию «50 %» доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций и недвижимого имущества), имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 309 НК РФ);
  • премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру (п. 2 ст. 309 НК РФ).

3. Порядок определения налоговой базы

Доходы, получаемые от источников в Российской Федерации, являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности доходы, полученные в натуральной форме, посредством погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы (п. 5 ст. 309 НК РФ). При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов.

При определении налоговой базы по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), и по доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном:

  • для определения расходов при реализации имущества (ст. 268 НК РФ);
  • для определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ).

Вышеуказанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах (п. 4 ст. 309 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 309 НК РФ установлено, что если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

4. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.

В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

В зависимости от вида получаемого дохода применяются следующие налоговые ставки.

Ставка 0 % применяется к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также к доходам в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.

По ставке 10 % облагаются доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов либо иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, а также доходы от международных перевозок.

По ставке 15 % налог уплачивается с дивидендов, выплачиваемых иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций; с дохода в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; с дивидендов и процентных доходов только по государственным и муниципальным ценным бумагам.

По ставке 20 % облагаются доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (то есть процентные доходы, кроме доходов по государственным ценным бумагам); доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (лицензионные платежи); доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям; штрафы и пени за нарушение договорных обязательств и иные аналогичные доходы.

Читайте так же:  Как опознать медаль ветеран труда от копии

В отношении порядка применения ставок по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций и доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

Если при определении налоговой базы по доходам от реализации акций или недвижимого имущества были учтены расходы в установленном порядке, то налог с этих доходов исчисляется по ставке 24 %. Если при определении облагаемого дохода от реализации имущества расходы не признаются таковыми для целей налогообложения, с полной суммы таких доходов налог исчисляется по ставке 20 %.

Иностранная организация «Альманах» владеет зданием, находящимся на территории Российской Федерации. Российская организация «Источник» арендует часть этого здания и в соответствии с договором аренды уплачивает арендную плату в размере 60 000 руб.

Налоговая база и сумма налога в этом случае определяются в рублях.

В бухгалтерском учете российской организации «Источник» оформляются следующие проводки:

Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 60 – 60 000 руб. – начислен доход в пользу иностранной организации;

Д-т 60 К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», – 12 000 руб. – удержан налог с доходов иностранной организации [налоговая ставка, применяемая к данному виду дохода, равна 20 %; сумма налога составляет 12 000 руб. (60 000 × 20 %)];

Общая характеристика внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность — одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие основные принципы и направления взаимодействия государств в названных сферах.

В то же время под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства.

Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами. оказание услуг и т д), появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для элекгронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.

Если межгосударственное сотрудничество в области внешнеэкономической деятельности является предметом изучения международного публичного и частного права, то предметом изучения хозяйственного права являются отношения хозяйствующих субъектов, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, капитала, оказание услуг и выполнение работ на территории иностранных государств.

Объектами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту между хозяйствующими субъектами, а также отношения, связанные с оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, как уже говорилось, перемещения капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчетов.

Наряду с объектом правового регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить и предмет конкретных правоотношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в этой области. Предметом таких правоотношений являются поставка (купля-продажа) товаров (продукции), строительство объектов, перевозка внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на территории иностранных государств, оплата товаров, услуг, работ и т. д.

Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами местного самоуправления.

Особенности бухгалтерского учета при ВЭД

Бухгалтерский учет ВЭД отличает ряд особенностей, связанных как со спецификой самой внешнеэкономической деятельности, так и с особыми правилами учета отдельных операций при ней. Рассмотрим их.

Аспекты, на которые влияет ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная деятельность, при которой экономический субъект, зарегистрированный в РФ, осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами. Возможными при ней, как и при взаимоотношениях, имеющих место только в пределах РФ, являются любые хозяйственные операции: покупка-продажа (и не только товаров, но и работ/услуг), получение-предоставление заемных средств, вклады в УК или имущество, аренда, получение/выплата дивидендов, командировки, расчеты по претензиям. Из-за этого задействованным в учетных операциях может оказаться любой из счетов бухучета, предусмотренных планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Как может выглядеть рабочий план счетов, см. здесь.

Однако учетный процесс при ВЭД приобретает свои особенности, обусловленные появлением:

  • достаточно большого количества дополнительных документов;
  • расчетов, осуществляемых в валюте;
  • дополнительных правил, связанных с зарубежными командировками;
  • особого порядка учета НДС и отчетности по нему;
  • расхождений в периодах учета доходов от экспорта для прибыли и для НДС, относящегося к нему;
  • необходимости налогообложения доходов, выплачиваемых зарубежным партнерам, и дополнительной отчетности по ним.

Что изменилось в сфере ВЭД в 2018 году?

Необходимо отметить 2 важных нормативных акта, влияющих в 2018 году на порядок валютного контроля:

  1. Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 16.08.2017 № 181-И.
  2. Закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, внесший поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Читайте так же:  Список регионов по переселению соотечественников в россию

С 2018 года перестает действовать Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов…» от 04.06.2012 № 138-И — ей на смену пришла Инструкция № 181-И, из содержания которой следует, что:

  • отменяются паспорта сделок (вместо паспорта сделки используется контракт);
  • исключается отказ банка в постановке контракта на учет;
  • по договорам с суммой обязательств менее 200 000 руб. не нужно представлять документы, связанные с проведением валютных операций (представляется только информация о коде вида операции);
  • отменяются справки о валютных операциях;
  • вводятся иные новшества и поправки.

С 14.05.2018 изменяется и закон № 173-ФЗ — внесенные в него законом № 325-ФЗ поправки предполагают:

  • ужесточение требований к внешнеторговым контрактам;
  • расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка;
  • повышение размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

В чем суть валютного контроля в таможенным органах, см. в этой публикации.

Дополнительные документы, возникающие при ВЭД

Применение ВЭД потребует использования в работе большого числа документов, которые не нужны, если деятельность осуществляется только в пределах РФ. Причем в их число войдут не только оформляемые российской стороной, но и получаемые от зарубежных партнеров. В отношении экспорта/импорта это, в частности, будут:

  • контракты с иностранными партнерами, созданные с учетом условий поставки, отраженных в Инкотермс;
  • платежные документы иностранных партнеров;
  • поручения на покупку или продажу валюты;
  • документы (апостиль), подтверждающие факт регистрации зарубежного партнера в иностранном государстве;
  • грузовые таможенные декларации (ГТД);
  • инвойсы, которые станут бухгалтерскими документами на отгрузку;
  • иностранные перевозочные документы и иностранные документы (инвойсы) поставщиков;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, перечни к ним и особая декларация по НДС при импорте из стран Таможенного союза;
  • дополнительные строки и разделы в обычной декларации по НДС;
  • декларация о доходах, поступивших из источников, находящихся вне РФ;
  • налоговый расчет, содержащий данные о выплаченных зарубежным партнерам доходах;
  • документы на оплату налогов, уплачиваемых в связи с выплатой доходов зарубежным партнерам;
  • прочая документация.

Большая часть документов, адресованных иностранному партнеру или полученных от него, будет изначально создаваться на 2 языках, а документы, оформленные только на иностранном языке, необходимо сопроводить переводом текста, который потребуется для ИФНС при проверке.

При этом увеличивается не только объем документов, но и количество требующих представления их копий проверок со стороны налоговых органов (в связи с возмещением НДС по экспорту) и таможни (в связи с декларированием товаров).

О видах валютной оговорки в договорах расскажет эта статья.

Бухучет: особенности при ВЭД

Особенности бухгалтерского учета ВЭД потребуют:

НДС и налоговый учет для прибыли при ВЭД

Наибольшее количество дополнительных действий в части налогообложения придется на самый сложный налог, которым в РФ является НДС. Особого внимания здесь потребуют:

  • экспорт, требующий организации обособленного учета всех операций по нему, соблюдения сроков для сбора пакета нужных документов, выделения неподтвержденных и подтвержденных с опозданием отгрузок, контроля полноты оплаты поставок контрагентом, заполнения дополнительных разделов декларации, регулярной подготовки объемных пакетов документов для контроля ИФНС;
  • импорт из стран Таможенного союза, при котором необходимо соблюдать достаточно ограниченные сроки представления документов по налогу в ИФНС, уплаты его в увязке с оплатой — предъявления к вычету, составления дополнительной декларации;
  • обязанность уплаты налога при оплате за ряд услуг (п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываемых вне территории РФ, и заполнение по нему особого раздела декларации;
  • наличие особенностей налогообложения товаров, возникающих в определенных ситуациях как при их вывозе, так и при ввозе (ст. 151 НК РФ).

Чем нужно руководствоваться при организации раздельного учета при экспорте — читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

В отношении налога на прибыль не следует упускать из виду, что в доходах отгрузка на экспорт учитывается в момент перехода права собственности (рисков) на товар, т. е. практически в момент отгрузки, а право на вычет НДС по такой отгрузке может подтверждаться в совершенно другом налоговом периоде. То есть налоговые базы по прибыли и НДС при экспорте по одному и тому же периоду совпадают далеко не всегда, и нельзя для прибыли отгрузку на экспорт учитывать в увязке ее с фактом подтверждения права на вычет по НДС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Организация бухгалтерского учета при ВЭД влечет за собой не только увеличение количества применяемых учетных документов, но и ряд особенностей: как в отражении учетных операций, так и в оформлении отчетности.

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
Особенности налогообложения внешнеэкономической деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here