Отменить или признать утратившим силу правовой акт

Важная информация на тему: "Отменить или признать утратившим силу правовой акт". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

1. Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

2. Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается утратившим силу со дня принятия.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.

3. При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Правовой акт признается утратившим силу в полном объеме, независимо от наличия в нем пунктов о признании утратившими силу иных ранее действовавших правовых актов. Признание утратившим силу акта (его пунктов), который в свою очередь признает утратившим силу ранее изданный акт (его структурные единицы), не влечет признания действующим (восстановления действия) ранее изданного акта (его структурных единиц).

Правовой акт временного характера, срок действия которого истек в соответствии с условиями, указанными в самом правовом акте, признается утратившим силу только в случае, когда его действие было продлено на неопределенный срок.

Информация об изменениях:

3.1. Правовые акты или их отдельные положения в случаях, предусмотренных статьей 61 Устава города Костромы, могут быть приостановлены на срок, определяемый точной календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно произойти. Оформление приостановления действия правового акта (отдельных положений) осуществляется по правилам, установленным подразделом 3.10 Инструкции по делопроизводству.

4. При регистрации правового акта о признании утратившим силу или отмене другого правового акта отдел по организационной работе и документообороту в обязательном порядке делает соответствующую отметку на оригинале правового акта, признанного утратившим силу (отмененного), и вносит соответствующие данные в его карточку в электронном банке документов Администрации. Если отдел по организационной работе и документообороту не имеет технической возможности внесения в карточку правого акта предусмотренных настоящим абзацем сведений, данные сведения вносятся Отделом муниципальных информационных ресурсов.

Информация об изменениях:

>
Регистрация правовых актов
Содержание
Постановление Администрации г. Костромы от 5 мая 2004 г. N 1256 «О Регламенте Администрации города Костромы»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отменить или признать утратившим силу правовой акт

В чем разница понятий отменить и признать утратившим силу

Приказ об отмене приказа

Признать утратившим силу приказ ОАО «Процессор» от 26.10.2013 № 232 «О работе специализированного Веб-сайта». 2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Генеральный директор Е.Р. Арбузов Еще образец приказа о внесении изменений в приказ . Причем в приведенном примере в п.

2 происходит отмена действия другого приказа. В зависимости от обстоятельств в данном документе этот пункт вообще может отсутствовать. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ «ПАРКА» О внесении изменений в приказ ООО «Парка» от 17.01.2013 № 15 «О назначении постоянно-действующей комиссии по списанию бланков строгой отчетности и денежных документов» В связи с увольнением главного специалиста отдела кадров Златкина Е.Н.

и специалиста отдела обеспечения Курчаткиной Н.П. п р и к а з ы в а ю: 1. Внести изменения в приказ ООО «Парка» от 17.

Допустимо ли судебное оспаривание нормативных правовых актов (или их отдельных положений), утративших силу?

В рамках действующего на сегодня правового регулирования следует обратиться к положениям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ.

Такой же предмет судебной деятельности определен в гл. 23

«Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам»

АПК РФ. При этом согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ

«административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта»

Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 ст.

«суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца»

Признать утратившим силу или отменить

Юридическая техника URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehniko-yuridicheskie-aspekty-priznaniya-normativnyh-pravovyh-aktov-utrativshimi-silu (дата обращения: 05.11.2019). Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Шухарева Анна Васильевна Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу // Юридическая техника.

Административное право России

Основания утраты силы правовыми актами управления могут быть разделены на две группы: а) правомерными актами; б) неправомерными актами управления, т.е. связанными с невыполнением предъявляемых к ним требований законности.

Правовой акт управления при наличии соответствующих оснований утрачивает силу в результате: а) отмены акта (по общему правилу, в административном порядке).

Отменять могут лишь государственные органы, уполномоченные на то законом или иными нормативными правовыми актами: б) признания Конституционным Судом РФ неконституционными нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ; Признание акта неконституционным, недействующим, недействительным влечет за собой утрату им юридической силы. Отменены же они могут быть в административном порядке в соответствии с компетенцией государственных органов, должностных лиц.

Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие таможенного органа или должностного лица, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы.

Суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (п.

4 ст. 254 ГПК РФ).

Признать утратившим силу или отменить

И еще посмотрите пример.

Шухарева Анна Васильевна Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу // Юридическая техника.

«Есть годы тучные, а есть худые. Сейчас было бы неправильно раздавать

Признать утратившим силу или отменить

Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу Текст научной статьи по специальности — Государство и право Каким образом аннулировать неправомерно или ошибочно изданный приказ по личному составу? Первое, что приходит на ум, – это порвать документ на десятки маленьких нечитаемых кусочков и выбросить их в мусорное ведро.

Читайте так же:  Повышение окладов в штатном расписании

Еще можно пропустить документ через уничтожитель бумаги.

Тифлокраеведческий калейдоскоп — обзор публикаций в областных и районных СМИ о людях с нарушением зрения Как правильно оформить распорядительную часть приказа, состоящего из единственного пункта?

В чем разница понятий отменить и признать утратившим силу

Административное право России Неправомерные правовые акты управления могут утратить силу в связи с несоблюдением общих и специальных условий их законности.

Л.П. Красовская уточнила, что неблагоприятные последствия в данном случае состоят в умалении авторитета принявшего акт органа (должностного лица)[8]. На наш взгляд, аргумент Л.П. Красовской выглядит не убедительно.

6 ст. 41 Устава Рузского муниципального района, Совет депутатов Рузского муниципального района РЕШИЛ: 1. Признать нормативный правовой акт «название решения» N от утратившим силу. Популярные статьи Впишите, как в любом другом распорядительном документе компании, полностью название организации, как оно прописано в уставе или другом учредительном документе.

Укажите порядковый номер приказа, дату его составления.

Умаление авторитета не является самоцелью данной меры принуждения. Она представляет собой факт неправового, морального осуждения обществом действий представителей власти, который не влечет для них прямых юридических последствий.

В качестве доводов в пользу отнесения указанной меры принуждения к мерам защиты приведем следующие аргументы.

Административное право России

Основания утраты силы правовыми актами управления могут быть разделены на две группы: а) правомерными актами; б) неправомерными актами управления, т.е.

Правовой акт управления при наличии соответствующих оснований утрачивает силу в результате: а) отмены акта (по общему правилу, в административном порядке). Отменять могут лишь государственные органы, уполномоченные на то законом или иными нормативными правовыми актами: б) признания Конституционным Судом РФ неконституционными нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ; Признание акта неконституционным, недействующим, недействительным влечет за собой утрату им юридической силы. Отменены же они могут быть в административном порядке в соответствии с компетенцией государственных органов, должностных лиц.

[1]

Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие таможенного органа или должностного лица, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы.

Суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (п. 4 ст. 254 ГПК РФ).

Признать утратившим силу или отменить

И далее всегда следует ссылка на отменяемый документ по образцу: ООО «Колибри» от 27.04.2014 № 126 «О проведении …». Иными словами, для исключения любой неопределенности полностью называют отменяемый приказ в принятой последовательности – автор — дата — номер — название.

В процессе делопроизводства на любом предприятии может возникнуть потребность в отмене ранее изданного приказа, либо частичном его изменении. Такая процедура может быть проведена только посредством издания нового, которым будет отменено действие предыдущего распорядительного документа (его части, отдельного пункта).

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

1. Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

2. Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается утратившим силу со дня принятия.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.

[3]

3. При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Правовой акт признается утратившим силу в полном объеме, независимо от наличия в нем пунктов о признании утратившими силу иных ранее действовавших правовых актов. Признание утратившим силу акта (его пунктов), который в свою очередь признает утратившим силу ранее изданный акт (его структурные единицы), не влечет признания действующим (восстановления действия) ранее изданного акта (его структурных единиц).

Правовой акт временного характера, срок действия которого истек в соответствии с условиями, указанными в самом правовом акте, признается утратившим силу только в случае, когда его действие было продлено на неопределенный срок.

Информация об изменениях:

3.1. Правовые акты или их отдельные положения в случаях, предусмотренных статьей 61 Устава города Костромы, могут быть приостановлены на срок, определяемый точной календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно произойти. Оформление приостановления действия правового акта (отдельных положений) осуществляется по правилам, установленным подразделом 3.10 Инструкции по делопроизводству.

4. При регистрации правового акта о признании утратившим силу или отмене другого правового акта отдел по организационной работе и документообороту в обязательном порядке делает соответствующую отметку на оригинале правового акта, признанного утратившим силу (отмененного), и вносит соответствующие данные в его карточку в электронном банке документов Администрации. Если отдел по организационной работе и документообороту не имеет технической возможности внесения в карточку правого акта предусмотренных настоящим абзацем сведений, данные сведения вносятся Отделом муниципальных информационных ресурсов.

Информация об изменениях:

>
Регистрация правовых актов
Содержание
Постановление Администрации г. Костромы от 5 мая 2004 г. N 1256 «О Регламенте Администрации города Костромы»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовая помощь

Оформление нормативных правовых актов о признании нормативных правовых актов утратившими силу Данное требование также распространяется на случаи, когда из нормативного правового акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы права, для реализации которых приняты нормативные правовые акты нижестоящего уровня. Нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия. Образец приказа о признании утратившими силу приказов и распоряжений Чем ближе бухгалтерский и налоговый учет, тем меньше мороки для бухгалтера. Ведь каждую разницу постоянно приходится проверять и пересчитывать. К тому же, когда прибыль в бухучете больше налоговой, инспекторы просят пояснить расхождение. А лишнее внимание проверяющих грозит доначислениями.

Читайте так же:  Проверить данные по инн физического лица

Признать утратившим силу или отменить

Вы точно человек?

  • 5. Нормативные акты, утратившие силу, и акты, отменяющие положения
  • Real help
  • Административное право России
  • Действие актов управления, утрата силы, приостановление действия и исполнения актов, субъекты отмены и приостановления актов.
  • О нормативных правовых актахСтатья 21-1. Оформление нормативных правовых актов о признании нормативных правовых актов утратившими силу
  • Образец приказа о признании утратившими силу приказов и распоряжений
  • Популярные статьи
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от N 366 ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С.
  • Признать утратившим силу или отменить

Тема vi. прекращение действия и недействительность правовых актов управления

Выполнение обязанности органа или должностного лица местного самоуправления исполнять судебное решение об отмене правового акта, подкреплено ответственностью в виде угрозы роспуска или соответственно отстранения от должности. Такая взаимосвязь между мерами защиты и мерами ответственности наблюдается достаточно часто, что само по себе можно рассматривать как косвенное подтверждение справедливости тезиса об отнесении рассматриваемой меры принуждения к мерам защиты.
5.

Отмена или признание утратившим силу в чем разница

Некоторые правоведы отстаивают иную точку зрения, согласно которой отмена незаконных актов органов власти не является мерой ответственности. Это просто устранение из правового пространства акта, которого в нем быть не должно[4].

Видео (кликните для воспроизведения).

Они аргументируют свою позицию тем, что в данной ситуации никто никого не наказывает. Сама по себе отмена акта не влечет каких-либо ограничений материального или имущественного характера для тех, кто его издал[5]. Отмена (приостановление) муниципальных правовых актов, как мера государственного воздействия, по мнению А.А.
Кондрашева, состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка в сфере исполнения правовых норм. Решение об утрате юридической силы нормативного акта является свидетельством негативной правовой оценки деятельности государственного органа и, кроме того, может служить дополнительным основанием для применения более жестких по характеру мер ответственности (например, роспуск представительного органа муниципального образования, расформирование)[6]. Соответствует ли отмена акта признакам юридической ответственности и не идет ли речь о подмене понятия «меры защиты» понятием «мера ответственности»? Ж.И.

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

Статья 41. Признание утратившими силу, отмена и приостановление действия правовых актов (отдельных положений правовых актов)

1. Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

2. Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Если правовой акт вступил в силу, но фактически не применялся, он признается утратившим силу со дня принятия.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.

3. При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Правовой акт признается утратившим силу в полном объеме, независимо от наличия в нем пунктов о признании утратившими силу иных ранее действовавших правовых актов. Признание утратившим силу акта (его пунктов), который в свою очередь признает утратившим силу ранее изданный акт (его структурные единицы), не влечет признания действующим (восстановления действия) ранее изданного акта (его структурных единиц).

Правовой акт временного характера, срок действия которого истек в соответствии с условиями, указанными в самом правовом акте, признается утратившим силу только в случае, когда его действие было продлено на неопределенный срок.

Информация об изменениях:

3.1. Правовые акты или их отдельные положения в случаях, предусмотренных статьей 61 Устава города Костромы, могут быть приостановлены на срок, определяемый точной календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно произойти. Оформление приостановления действия правового акта (отдельных положений) осуществляется по правилам, установленным подразделом 3.10 Инструкции по делопроизводству.

4. При регистрации правового акта о признании утратившим силу или отмене другого правового акта отдел по организационной работе и документообороту в обязательном порядке делает соответствующую отметку на оригинале правового акта, признанного утратившим силу (отмененного), и вносит соответствующие данные в его карточку в электронном банке документов Администрации. Если отдел по организационной работе и документообороту не имеет технической возможности внесения в карточку правого акта предусмотренных настоящим абзацем сведений, данные сведения вносятся Отделом муниципальных информационных ресурсов.

Информация об изменениях:

>
Регистрация правовых актов
Содержание
Постановление Администрации г. Костромы от 5 мая 2004 г. N 1256 «О Регламенте Администрации города Костромы»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Арбитражный суд Кемеровской области

«О рассмотрении арбитражным судом ненормативных правовых актов и документов, не вступивших в законную силу»

1. Вопрос: Обязательно ли рассмотрение по существу заявления о признании требования налогового органа об уплате налога налогоплательщиком недействительным, если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт отменен или утратил силу в связи с истечением срока его действия?

Ответ. Отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не лишает заявителя на реализацию права на защиту интересов, нарушенных в период действия этого правового акта.

Следовательно, суд обязан разрешить спор по существу заявленных требований.

В основе данного вывода лежит следующее.

Как следует из ст. 137 НК РФ, право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц возникает у лица в случае, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В части 1 ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными сформулировано несколько иначе.

В частности, согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читайте так же:  Как узнать действителен паспорт рф или нет

В пункте 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 N 6/8 также разъяснялось, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Соответственно, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решения или действий (бездействия) незаконными и при рассмотрении заявления судом налогоплательщику необходимо обосновывать одновременное наличие двух обстоятельств:

несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не может быть препятствием к обращению в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, также как и для рассмотрения указанного заявления судом то обстоятельство, что оспариваемый ненормативный правовой акт отменен (налоговым органом, его издавшим, или вышестоящим налоговым органом).

Данное утверждение основывается на правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 12.05.2005 N 244-О: положения п. 1 ч. 1 ст. 134 и ст. 220 во взаимосвязи со ст. 253 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Аналогичная правовая позиция изложена и в определении КС РФ от 20.10.2005 N 442-О: при рассмотрении подобных дел арбитражные суды обязаны выяснить, затрагивает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Кроме того, в п. 18 информационного письма Президиума ВАС России от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Как указал Президиум ВАС России, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (как по делу, не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде).

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, во-первых, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и, во-вторых, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, отмена оспариваемого ненормативного правового акта налоговым органом, его издавшим, либо вышестоящим налоговым органом сама по себе не является безусловным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании данного акта недействительным. Не являются указанные обстоятельства и основанием для прекращения производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Указанная правовая позиция была высказана Конституционным судом РФ, что отражено в определении от 12.07.2006 N 182-О. Так, в частности, КС РФ указал, что положения п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 192 и ч. 5 ст. 195 данного Кодекса — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования — предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный акт решением принявшего его органа или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Данный вывод Конституционный Суд РФ мотивировал следующим. Суд не может быть связан ходатайством органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт о прекращении производства по делу лишь на том основании, что в процессе рассмотрения дела этот акт утратил силу. Безусловное следование суда заявленному заинтересованным лицом (органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт) ходатайству, которое, как свидетельствует сложившаяся правоприменительная практика, может преследовать определенный процессуальный интерес — достижение в судебном процессе желаемого для себя (уполномоченного органа) исхода дела путем прекращения производства по нему, означало бы недопустимое ограничение самостоятельности суда как носителя судебной власти при осуществлении правосудия, независимости и подчинения судей только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 118, ст. 120 Конституции РФ). В силу принципа самостоятельности судебной власти суд не может быть лишен необходимых для осуществления правосудия дискреционных полномочий.

Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, — утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений ч. ч. 4 и 5 ст. 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (ст. 13 ГК РФ). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим обстоятельством.

Выраженная Конституционным Судом РФ правовая позиция должна распространяться и на оспаривание ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, так как дела данной категории возникают из публичных правоотношений.

2. Вопрос: Вправе ли суд рассмотреть спор по существу заявленных требований если установит, что решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, законность которого (решения) оспаривается, не вступило в законную силу ?

Читайте так же:  Образе в жалоб департамент по образованию

Ответ: Поскольку не вступивший в законную силу документ (в частности, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения) не приобрел статуса правового акта, порождающего правовые последствия, то, данный документ не отвечает тем требованиям, которые установлены законодателем в целях определения подведомственности экономических споров и других дел, вытекающих из публичных правоотношений.

Следовательно, суд обязан прекратить производство по делу.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого правового акта, решения или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый правовой акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее законодательство не содержит определения, что понимается под ненормативным правовым актом.

Исходя из положений общей теории государства и права, под правовым актом ненормативного характера государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов государственной исполнительной власти понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Однако, обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности возникают только после вступления в законную силу документа, содержащего данные предписания и распоряжения.

Следовательно, до вступления в силу данный документ юридических последствий не порождает, то есть, не содержит в полном объеме признаков, характерных для определения его в качестве правового акта ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде.

Согласно пункту 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, а в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение налогового органа о привлечении лица к налоговой ответственности подлежит исполнению со дня вступления в законную силу.

Следовательно, налоговый орган, вынесший решение по результатам рассмотрения налоговой проверки, не вправе производить действия, связанные с исполнением решения, до дня вступления такого решения в силу.

Таким образом, поскольку не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не обладает статусом правового акта ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Эксперт: Отменить или признать утратившим силу правовой акт

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, отмена оспариваемого ненормативного правового акта налоговым органом, его издавшим, либо вышестоящим налоговым органом сама по себе не является безусловным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании данного акта недействительным. Не являются указанные обстоятельства и основанием для прекращения производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

С. 18; Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Советское государство и право. 1995. № 7. С. 41. 5. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Советское государство и право. 1995. № 7. С. 41. 6. Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации. КАС РФ устанавливает определенные особенности рассмотрения административного дела об оспаривании отмененных или утративших силу нормативных правовых актов.

Статья 49. порядок признания нормативных правовых актов утратившими силу

В данных Методических рекомендациях предусматривается, что в приказах федеральных органов исполнительной власти констатирующая часть текста должна завершаться словом «п р и к а з ы в а ю», которое печатается вразрядку и также завершается двоеточием. А распорядительная часть текста может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами.
При признании утратившим силу правового акта (его структурной единицы) отдельно признаются утратившими силу правовые акты (структурные единицы правовых актов), которыми в первоначальный правовой акт (соответствующую структурную единицу правового акта) были внесены изменения.

Таким образом, Конституционный Суд в принципе не исключает возможность прекращения производства по делу на основании утраты нормативным актом силы, но если Уставный Суд Санкт-Петербурга установит факт нарушения прав и свобод оспариваемым актам, он не вправе прекратить, производство по делу, а обязан признать его нелегитимным; если же Уставный Суд Санкт-Петербурга не установит нарушения прав и свобод оспариваемым актом и все-таки прекратит производство по делу, это не будет препятствием для заявителя обратиться в суд (арбитражный суд) в порядке производства, не связанного с оспариванием нормативного акта (исковое производство, оспаривание действий (бездействия), решений публичных органов и должностных лиц и др.).Если, конечно, речь не идет о распоряжении Президента РФ или распоряжениях, которые издают органы местного самоуправления. И далее всегда следует ссылка на отменяемый документ по образцу: приказ ООО «Колибри» от 27.04.2014 № 126 «О проведении …». Иными словами, для исключения любой неопределенности полностью называют отменяемый приказ в принятой последовательности – автор — дата — номер — название.

Так, в частности, КС РФ указал, что положения п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 192 и ч. 5 ст. 195 данного Кодекса — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования — предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный акт решением принявшего его органа или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Признание правовых актов утратившими силу осуществляется путем принятия отдельного правового акта соответствующего вида либо при принятии нового правового акта по тому же предмету правового регулирования с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта. Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

Это приводит нас так же к выводу о том, что отмена незаконного акта вообще не имеет персонифицированной направленности, что разительно ее отличает от мер юридической ответственности, которые всегда, так или иначе, предусматривают ограничительное воздействие на интересы конкретных субъектов права.

Так, в Определении от 12 июля 2005 г. N 321-О (далее — Определение N 321-О) Конституционный Суд РФ указал, что «в случае отмены или утраты силы нормативного правового акта, легитимность которого оспаривается, Уставный Суд Санкт-Петербурга в силу принципа самостоятельности судебной власти и своих дискреционных полномочий не прекращает производство по делу, если в целях защиты конституционных прав и свобод граждан требуется проверка соответствия данного акта Уставу Санкт-Петербурга».

Читайте так же:  Запрессовка ступичного подшипника своими руками

Признание утратившим силу и отмена правовых актов разница

Перечень локальных нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в документе, устанавливающем новое нормативное регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в документе о внесении изменений в локальные нормативные акты и признании утратившими силу некоторых локальных нормативных актов, а также может быть самостоятельным локальным нормативным актом.Если утрачивает силу локальный нормативный акт, который был утвержден приказом, то в перечень локальных нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются сам локальный нормативный акт и утверждающий его приказ (либо его часть).
В то же время в Определении N 321-О Конституционный Суд РФ, во-первых, не стал экстраполировать свою правовую позицию в отношении Уставного Суда Санкт-Петербурга на все действующие в Российской Федерации региональные конституционные (уставные) суды, а во-вторых, в отличие от Определения N 244-О, не стал в сжатом виде излагать правовую позицию в резолютивной части.

Локальный нормативный акт (отдельные его положения) могут быть отменены (признаны утратившими силу) локальным нормативным актом высшей или равной юридической силы.

Если муниципальный правовой акт отменен судом или органом государственной власти (по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий), издается муниципальный правовой акт о признании данного акта утратившим силу со дня, указанного в решении суда, акте органа государственной власти.

Варианты составления приказов об отмене ранее изданного приказа

Выраженная Конституционным Судом РФ правовая позиция должна распространяться и на оспаривание ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, так как дела данной категории возникают из публичных правоотношений.
Нормативные правовые акты могут утратить силу в порядке конституционного судопроизводства по решению Конституционного Суда РФ либо по решениям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятых в пределах их компетенции. Действие нормативного правового акта может быть прекращено в порядке административного судопроизводства по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Если вам необходима ссылка на профессиональные рекомендации по оформлению распорядительных документов, то обратите внимание на методические рекомендации общего характера «Организационно-распорядительная документация.
Методические рекомендации содержат также некоторые правила оформления распорядительной части текста приказа или распоряжения, которая делится на пункты при наличии нескольких исполнителей и нескольких по характеру действий. Но частный случай, когда текст распорядительной части приказа состоит из одного пункта, там не рассматривается.

[2]

Признать утратившим силу или отменить

Оспаривание утративших силу актов.

Если нужно отменить приказ с момента его издания (не действовал вообще), то принято начинать словами «Отменить приказ….». Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу Текст научной статьи по специальности — Государство и право Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу.

Тем не менее региональный законодатель вовсе не стремится приводить законодательство о конституционных (уставных) судах в соответствие с указанной правовой позицией Конституционного Суда РФ.

Из сказанного следует, что в названных нормах сформулировано императивное правило судебного оспаривания прекративших свое действие нормативных правовых актов: суд проверяет законность спорного акта, если примененное к административному истцу нормативное предписание утратило силу после возбуждения дела и отказывается от проверки, если такое предписание утратило силу до возбуждения дела.

Если вы работаете в государственном органе, органе местного самоуправления или государственной организации, то при оформлении приказов необходимо руководствоваться Приложением № 15 к п.

Кодекс административного судопроизводства, в принципе, допускает возможность проверки отмененных или утративших силу нормативных правовых актов, которые в период своего действия нарушали права административного истца. Согласно ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не может служить основанием для прекращения производства в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящей части, в правовом акте о признании ранее принятого правового акта утратившим силу должен быть решен вопрос о правовых последствиях действия правового акта, признаваемого утратившим силу.
Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Шухарева Анна Васильевна, Текст научной работы на тему «Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу» Шухарева Анна Васильевна — адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу Юридико-технический уровень нормативного правового акта является, по общему признанию, одним из важнейших показателей его качества.

Судебное решение об отмене правового акта может следовать после предусмотренной смены персонального состава органа или должностного лица, принявшего незаконный акт. Известно множество случаев, когда до окончания срока своих полномочий должностным лицом (лицами) местного самоуправления, особенно не претендующим на новое избрание, принимались десятки незаконных актов. Отмену таких актов с трудом можно рассматривать, как меру ответственности тех, кто был носителем власти, или ныне действующих субъектов муниципальной власти.

Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, в соответствии со ст. 67 (пп. 3 п. 1) Закона Свердловской области от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области» (далее — Закон N 29-ОЗ) Уставный Суд прекращает производство по делу в случае, если нормативный акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Источники


  1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  3. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
  4. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
Отменить или признать утратившим силу правовой акт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here