Правовой статус апатрида эссе

Важная информация на тему: "Правовой статус апатрида эссе". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Правовой статус бипатридов и апатридов

Бипатриды – это лица с двойным или множественным гражданством. Термин «множественное гражданство» является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин «двойное гражданство». Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (например, у родителей, имеющих гражданство страны с национальным законом, основанным на принципе крови, ребенок родился на территории другого государства, законодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурализации.

Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие предполагает сочетание двух юридических компонентов – национального закона и международного договора.

Для определения личного закона бипатрида применяется, как правило, принцип эффективного гражданства, – критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким- либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН (ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.

На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживается большинство государств мира.

В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глава о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождению). Граждане государства-участника, имеющие одновременно гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане этого государства.

Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают в момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки. Дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.

В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит данное лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Например, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит это лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которого оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты может иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, как правило, учитывается принцип эффективного гражданства.

Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательство большинства государств не предусматривает возможности получения двойного гражданства, но в законах отдельных государств есть нормы, разрешающие иметь двойное гражданство (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или другими государствами, имеющими особые связи с Испанией.

В Конституции РФ (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Положение о том, что федеральный закон вправе изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку никакой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве.

На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит никаких запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием для утраты российского гражданства и не влечет за собой ответственности индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из российского гражданства, автоматически становится бипатридом.

[1]

Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы.

Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы, регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от смешанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали заявление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой родился. Если ребенок родился на территории третьей страны, он считается гражданином того договаривающегося государства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда.

Апатриды (лица без гражданства) – это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принципа почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано па принципе крови; вступление в брак с иностранцем женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Читайте так же:  Заявление о признании права собственности на земельный участок образец

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства. По своему правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав и свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель данной Конвенции – не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

В Конвенции о статусе апатридов подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридом; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе должна быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1, 2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции о сокращении случаев безгражданства – создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.

Правовое положение иностранных граждан и апатридов

В международном праве отсутствует специальный универсальный акт, который всесторонне регулировал бы положение иностранцев.

Устоялся подход, в соответствии с которым иностранным гражданином (иностранцем) является лицо, находящееся на территории государств, не являющееся его гражданином и имеющее подтверждение у него гражданство другого государства.

На основании ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, т.е. национальным режимом.

Данный режим предусматривает ограничение иностранцев в некоторых правах, которыми пользуются граждане Российской Федерации. Так, иностранные граждане в России нс имеют права: избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах Российской Федерации и референдумах субъектов РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу в областях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России.

Иностранные граждане не могут: быть призванными на военную службу; поступать на военную службу в добровольном порядке; быть принятыми на работу в Вооруженные Силы РФ в качестве лица гражданского персонала.

Отдельные аспекты, связанные с правовым положением иностранцев, нашли закрепление в Межамериканской конвенции о статусе иностранцев 1928 г. и в Декларации ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. К ним, в частности, относятся: право государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, в том числе в сфере прав человека; право иностранца на защиту государства своего гражданства; обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства; обязанность иностранцев соблюдать законы государства проживания, а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами данного государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства.

В 1986 г. Комитет по правам человека представил замечание, в котором подтвердил правило о том, что каждое из прав, установленных в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., должно быть гарантировано без дискриминации между гражданами и иностранцами.

Каждое государство самостоятельно решает вопрос о допуске иностранцев на свою территорию и определяет условия их пребывания на ней. Если разрешение на въезд в страну обязательно, то оно обычно оформляется в виде специальной отметки (визы) на паспорте въезжающего.

В рамках ЕС создано единое визовое пространство (Шенгенская зона), внутри которого могут свободно перемещаться как граждане ЕС, так и иностранцы. Государства – участники Шенгенских соглашений установили между собой пространство без внутренних границ.

Объем прав и обязанностей иностранных граждан (правовой режим иностранцев) определяется национальным законодательством государства проживания и современным международным правом. В практике государств различают следующие виды правовых режимов иностранцев:

  • национальный режим – уравнивание иностранцев в правах с гражданами государства пребывания;
  • режим наибольшего благоприятствования – предоставление иностранцам таких прав, какими пользуются на территории данного государства граждане любого третьего государства;
  • специальный режим – предоставление иностранцам особых прав, установленных национальным законодательством или международным договором (например, упрощенный порядок перехода границы населением приграничных зон).
Читайте так же:  Акт приемки услуг претензий не имеется

В международных договорах о правах иностранцев обычно содержится оговорка о том, что предусмотренные в них права иностранцев предоставляются на основе взаимности.

Как правило, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в государстве правами и несут обязанности наравне с гражданами данного государства, кроме случаев, установленных законом или международным договором данного государства.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований имеют право на получение вида на жительство, который выдается на пять лет и может продлеваться на такой же срок.

Поскольку между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о создании Союзного государства 1999 г., граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства (ст. 14). Это дает им возможность пользоваться равными правами и нести равные обязанности на территории друг друга по многим вопросам, предусмотренным в Договоре 1999 г., Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан 1998 г. в законодательных актах государств-участников.

[3]

Безгражданство или апатризм возникает при потере лицом прежнего гражданства и неполучения нового. Различают абсолютное и относительное безгражданство. В первом случае безгражданство наступает с момента рождения лица, во втором случае – в результате утраты гражданства. Апатрид ни в одном государстве не пользуется всеми правами, которые принадлежат гражданину.

Государства стремятся к максимальному сокращению случаев апатризма. В настоящее время правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г.

Конвенция 1954 г. обязывает государства-участников предоставлять апатридам такой же правовой режим, каким пользуется на их территории иностранцы. Конвенция 1961 г. исходит из недопущения лишения гражданства, если оно ведет к безгражданству. В 2006 г. Совет министров Совета Европы одобрил Конвенцию об избежании безгражданства в связи правопреемством государств.

В связи с распадом СССР, Югославии, Чехословакии, объединением ФРГ и ГДР, двух Йеменов, отделением Эри- трей от Эфиопии и Черногории от Сербии особую актуальность приобрел вопрос о гражданстве в связи с правопреемством государств.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. устанавливает, что в случаях правопреемства государств каждое соответствующее государство-участник учитывает, в частности: наличие подлинной и эффективной связи соответствующего лица с данным государством; место постоянного проживания соответствующего лица в момент правопреемства государств; волю соответствующего лица; территориальное происхождение соответствующего лица.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Для определения особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо определиться с понятием, определяющим данные категории людей, находящихся в Российской Федерации. Как правило, документом, подтверждающим наличие какого-либо гражданства, является паспорт. Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее. Читать ещё >

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • 1. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства возникает при въезде указанных лиц, их нахождении на территории РФ и связанным с этим взаимодействии с органами государственной власти.

Для определения особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо определиться с понятием, определяющим данные категории людей, находящихся в Российской Федерации. Как правило, документом, подтверждающим наличие какого-либо гражданства, является паспорт.

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Правовой статус апатрида эссе

Правовое положение иностранных граждан, бипатридов и апатридов

Иностранец – лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательства своей принадлежности гражданству другого государства. Специфика правового положения иностранца обусловлена тем, что он находится в двойном подчинении (территориальном и личном). Международной практике известны 3 режима иностранцев, из которых государство выбирает один: 1) Национальный режим: уравнивание в правах иностранцев и граждан.

3) Режим наибольшего благоприятствования: предоставление иностранцам таких прав, которые предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении.

Обычно предусматривается двусторонними соглашениями.

На практике режимы смешиваются в национальном законодательстве. В МП выработаны определенные принципы, касающиеся положения иностранцев, что отражено в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны пребывания 1985 года.

Правовой статус апатридов в международном праве прав человека

Рубрика: Государство и право Дата публикации: 05.06.2016 2019-06-05 Статья просмотрена: 916 раз Габрелян Г.

«О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»

[2] Лица становятся апатридами, как правило, по следующим причинам: 1) при лишении гражданства; 2) при бракосочетании женщины с иностранцем, когда в соответствии с действующим законодательством его государства о гражданстве он автоматически теряет гражданство, а законодательство государства мужчины не предоставляет женщине гражданства мужа; 4) если лицо добровольно утратило гражданство своей страны, а другого не получило; 5) при выходе из гражданства с целью получения другого; 6) при рождении от родителей, которые являются апатридами; 7) в определенных случаях вследствие территориальных изменений и в других случаях.

Правовой статус апатрида эссе

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Читайте так же:  Отслеживание исполнения по исполнительных листов

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Глава 1.

Курсовая работа: Население и международно-правовые вопросы гражданства

Тип: курсовая работа Добавлен 07:23:12 08 декабря 2008 Похожие работы Просмотров: 487 Комментариев: 3 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать 1.

Страница 4 ); Права человека в международном праве

Апатриды, как правило, ограничиваются в политических правах, не могут притязать на защиту каким-либо государством. В ряде стран на лиц без гражданства не распространяется законодательство о труде и социальном обеспечении.

Правовое положение апатридов нашло отражение в Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление

Так ли все страшно?

Как на эту проблему смотрят в России и как ее решают в нашей стране? Основными причинами потери гражданства можно назвать следующие:

    Военные городки; Пограничные территории; Зоны со чрезвычайным положением (к примеру, районы экологических бедствий).

Содержание в детском саду и получение начального образования возможно только при наличии у ребенка свидетельства о рождении. А излишне бдительные руководители учебных учреждений требуют от родителей и прописку по месту проживания.

У апатрида отсутствуют все документы, подтверждающие его личность: паспорт РФ, свидетельство о рождении и прочее.

В качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства могут выступать: Вид на жительство (ВНЖ); Разрешение на временное проживание (РВП); Документ, выданный в государстве, где раньше проживал апатрид; Любые другие официально признанные в России документы.

Правовой статус апатридов

Вернуться к оглавлению Содержание материала

  1. 4 Сложное положение
  2. 1 Общая информация
  3. 3 Вопрос бипатридов
  4. 2 О чём говорит Конвенция
    • 2.1 Международное положение
    • 2.2 О чём нужно помнить апатридам
  5. 2.1 Международное положение
  6. 2.2 О чём нужно помнить апатридам
  7. 5 Заключение

Общая информация Апатрид — это греческое понятие. В переводе с греческого языка этот термин означает человека, лишённого родины.

Правовой статус апатридов

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором» Такие лица не имеют постоянного правовой связи с одним государством, а потому не пользуются правом дипломатической защиты. Согласно статье 1 «Конвенции о статусе апатридов» такой статус не распространяется на беженцев [1] . Документы лиц без гражданства Лица без гражданства в Российской Федерации (как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом.

Общая информация Апатрид — это греческое понятие. В переводе с греческого языка этот термин означает человека, лишённого родины.

Это означает то, что человек не имеет возможности удовлетворить свою принадлежность к гражданству той или иной державы.

Правовой режим иностранцев

Национальный режим означает уравнивание иност­ранцев в той или иной области с собственными гражда­нами государства пребывания.

Это наиболее распростра­ненный в правовых системах режим иностранцев.

Безгражданство и двойное гражданство. Правовой статус апатридов и бипатридов.

Двойное гражданство — пребывание лица одновременно в граждан­стве двух или более государств (Россия, ФРГ, Израиль и др.). Такое по­ложение может возникнуть при натурализации или при рождении ребен­ка на территории государства, применяющего принцип «права почвы», у родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип «права крови», а также в силу закона.

Согласно ст. 62 Конституции России гражданин России может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. При этом наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Не исключено, что двойное граждан­ство может создать для человека дополнительные трудности: обязанность нести воинскую службу сразу в двух государствах, платить налоги двум государствам и др.

С точки зрения национального права для государства второе граж­данство его гражданина не имеет значения, ибо зачастую применяется принцип «эффективного гражданства»: лицо с двойным гражданством ; признается гражданином того государства, на территории которого оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами человека. Здесь же, как правило, это лицо несет и воин скую службу.

Безгражданство — положение лица, которое не состоит в гражданстве никакого государства. Такие лица не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Безгражданство может возникнуть в случаях: когда лицо вышло из гражданства своего государства и еще не приобрело гражданства другого государства; при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа, а сама женщина имеет гражданство страны, руководствующейся принципом «жена следует гражданству мужа». I

В определенной мере права апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. определяет, что»личный статус апатрида определяется законами страны его домициля 1 или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания» (ст. 12); «у каждого апатрида существуют обязательства в отношении i страны, в которой он находится. он должен подчиняться законам и по-1 становлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общест-1 венного порядка» (ст. 2).

Конвенция обязывает предоставлять апатридам положение, которым пользуются иностранцы (в отношении движимого и недвижимого иму­щества, работы по найму, работы на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы пере­движения и др.) и собственные граждане (в вопросах авторских и про­мышленных прав, обращения в суд, начального образования, распреде­ления дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового зако­нодательства и др.).

Согласно Конвенции 1961 г. государство предоставляет свое граж­данство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (ст. 1), в том числе найденышу (ст. 2). Государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расо­вым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9). Апатриды могут обращаться с требованиями о помощи к Верховному комиссару ООН по делам беженцев (ст. 11). В России апатриды пользу­ются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным до­говором России (ст. 62 Конституции 1993 г.).

Читайте так же:  Может ли дорожный комиссар определять что человек виноват в дтп

44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость — категория, которая характеризуется долговременностью связей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданином определенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином того же государства. Однако при желании он может изменить гражданство, но это делается не часто и, как правило, сопряжено со сложными процедурами, осуществляемыми компетентными органами государства.

Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину определяются национальным законодательством на основе международных стандартов. Основные положения правового статуса гражданина закреплены в конституциях государств, иных нормативных правовых актах. Каждое государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились, в том числе и на территории другого государства. Защиту своих граждан государство обязано осуществлять твердо, но корректно, соблюдая нормы международного права, не посягая на суверенные права ино­странного государства.2

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай — так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.

Приобретение гражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови или праве почвы. Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови.

Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.

Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином.

Натурализация (укоренение) — индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. Натурализация — добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста.

Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия — это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматри­ваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д. Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством.

[2]

Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной категории лиц. Предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению, а также территориальными изменениями. Групповое предоставление гражданства — это на­деление гражданством населения какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.

Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт — переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой-либо части населении передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Оптация — выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. В отличие от трансферта, при оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство. 3

Восстановление в гражданстве практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.4

Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах.

Читайте так же:  Срок рассмотрения претензии по мобильной связи

Выход из гражданства — это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств.

Апатри́д (от лат. apatris и др.-греч. ἄπολις; также лицо без гражданства) — физическое лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к какому-либо гражданству или подданству.

Человек может стать апатридом в следующих случаях:

При рождении (в том числе от родителей апатридов, если законы государства рождения не подразумевают приобретения лицом гражданства этого государства).

При лишении гражданства государством. Лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам или из соображения безопасности.

При потере полученных ранее привилегий гражданства. Например в случае гражданства, полученного в браке.

При добровольном отказе от гражданства.

В случае прекращения существования государства.

Лица без гражданства в Российской Федерации (как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (например, избирательных)[2].

Документами, удостоверяющими личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешение на временное проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства[3].

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в ст.ст. 27, 28 Конвенции о статусе апатридов[1]. В частности, таковым документом является документ под названием certificat d`apatrid.

Бипатриды (от лат. bis — дважды и греч. patridos — родина, отечество) или биполиды — это лица, состоящие одновременно в гражданстве двух (а иногда и более) государств. Многие страны негативно относятся к двугражданству, поскольку, по их мнению, это может создавать сложности в осуществлении прав и обязанностей их граждан. Поэтому их конституционное законодательство не предусматривает или даже прямо запрещает двойное и более гражданство. Чаще всего проблемы статуса бипатридов, как и аполидов, регулируются не в конституциях, а в специальном законодательстве. Тем не менее в ряде конституций устанавливаются общие принципы в этой области. Так, в Конституции Испании (ч. 3 ст. 11) указывается, что «государство может заключать договоры о двойном гражданстве с иберо-американскими странами или же со странами, имевшими или имеющими особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери испанского гражданства».

Конституция РФ признает двойное гражданство. В ней говорится (ст. 62), что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Проблема бипатризма приобрела у нас особую актуальность и значимость за последние годы в связи с распадом СССР, в результате чего около 25 млн русских оказались за пределами независимой России, а несколько миллионов украинцев, белорусов, узбеков, казахов и др. — на территории России. Эта проблема сегодня — предмет широких и острых дискуссий как внутри отдельных стран СНГ, так и во взаимоотношениях между ними. Нередки случаи, когда русскоязычное население стран СНГ высказывает желание иметь, наряду с гражданством страны проживания, и российское гражданство. Однако не все страны СНГ (например, Казахстан) предоставляют такую возможность своим гражданам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос о двойном гражданстве нередко возникает и при заключении брака и при рождении ребенка от родителей, имеющих различное гражданство. Так, если женщина выходит замуж за иностранного гражданина, по законам государства которого жена обязана принимать гражданство мужа, то очень часто лучшим выходом для нее из создавшегося положения (при желании сохранить свое гражданство) оказывается получение двойного гражданства.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  2. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  3. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Правовой статус апатрида эссе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here